4.Закрепление умения составлять сложное предложение с союзом а.
Оборудование: наборное полотно; предметные картинки с транспортом; игрушечный транспорт; макет части города;
Ход занятия.
I. Организация начала занятия.
(Отгадывание загадок)
Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. Людей и груз везет? (Самолет)
Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.
Носит обувь из резины, а питается бензином? (Автобус)
Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,
Отправляется в полет, наш российский ... (Вертолет)
Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)
Чудо-птица, алый хвост прилетела в стаю звезд? (Ракета). И т.д.
(Дети садятся на свои места)
II. Постановка цели занятия.
(Все отгадки выставляются на доску)
- Как все это можно назвать одним словом? (Это транспорт)
- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о транспорте.
III. Основная часть.
1.Беседа по теме.
-Для чего нам нужен транспорт? (Чтобы ездить и перевозить грузы)
-Назовите виды транспорта. (Водный, воздушный, наземный, пассажирский, грузовой).
2.Дидактическая игра: «Один-много» (Логопед выставляет на доску картинку, например самолет).
-Что это? (самолет)
-Да это один самолет, а в аэропорту много чего...? (самолетов) И т.д.
3.Использование приставочных глаголов. (На столе макет части улицы. Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия)
«Машина из гаража-«выехала», на гору-«въехала», дом кругом-«объехала», с горы-«съехала», по улице-«поехала» и дальше-«поехала», к мосту-«подъехала», в гараж-«заехала», по мосту «проехала», перекресток- «переехала» и домой «приехала».
IV. Физ. минутка.
«Самолет»
Самолет построим сами (стуча кулак об кулак)
Понесемся над лесами (заводят мотор)
Понесемся над лесами (летают)
А потом вернемся к маме (встают на одно колено)
4. Д.И. «Что лишнее?» (Логопед выставляет на наборное полотно
предметные картинки)
- Самолет, поезд, вертолет, ракета (лишним будет поезд)
- Почему? (потому что поезд наземный вид транспорта, а остальное- воздушный вид транспорта). И т.д.
V. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии? (о транспорте) (Логопед оценивает работу детей на занятии).