Цели и задачи: закреплять знания детей о согласных звуках; познакомить детей с буквами З-С С буквами и символами, выделять звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственной ориентации; закреплять знания детей о правописании имён собственных имён существительных; развивать логическое мышление и зрительное восприятие.
Оборудование: картинки с изображением героев сказки «Алиса в Зазеркалье»; слова, записанные на карточках в виде цветов; лист в клетку (на каждого ребёнка); альбомы.
ХОД УРОКА.
ОРГ МОМЕНТ
Знакомство с героиней занятия.
Логопед. Прочитайте имя девочки, которая пришла к нам в гости, и название страны, в которую она попала.
АЛИСА ЗАЗЕРКАЛЬЕ
2Сформулировать тему занятия и записать её на доске
3Выделение парных согласных З-С. Соотнесение букв занятия с соответствующими звуками. Соотнесение букв с символами для обозначения на письме
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Закрепления знания о правописании собственных имён существительных.
Логопед: Алиса читала вместе с сестрой книгу. Да так ей наскучило это занятие, что, прервав чтение, Алиса устроилась под старым деревом и приготовилась мечтать. Тут ей показалось. Будто мимо проскакал белый кролик. Алиса бросилась его догонять. Кролик проскочил в узкую нору- девочка не отставала от него. Тут она заметила, что попала в сказочную и удивительную страну. Но как называется эта страна. Алиса не знала. Припомните и запишите (запись на доске) известные вам названия стран, где встречаются буквы З-С.
Названия стран: Австралия. Австрия. Бразилия, Казахстан, Белоруссия, Эстония, Новая Зеландия…
2.Развитие слогового анализа и синтеза
Логопед: Но куда же исчез белый кролик? Алиса огляделась и заметила маленькую норку. Как же ей туда попасть? Как стать маленькой?
Помогите Алисе: «уменьшите слова»- сократите их до слога, оставляя только слоги с буквами занятия. Например: сосна-сос, берёза-за… Подчеркните два слова,из которых можно составить рифму.
СОСНА- СОС ВАСИЛЁК-СИ РОЗА-ЗА
БЕРЁЗА -ЗА НАРЦИСС-ЦИСС ЗВЕРОБОЙ-ЗВЕ
СИРЕНЬ -СИ ХРИЗАНТЕМА
Развитие логического мышления
Логопед : Алиса стала маленькой и устремилась за кроликом. « Куда же он спешит?»- размышляла девочка.
На пути Алисе встретился большой гриб. А где же кролик? Спросим у гусеницы, которая расположилась на шляпке гриба. Но гусеница не хочет отвечать просто так: она просит Алису разгадать ребусы. Помогите Алисе разгадать ребусы – может быть, тогда она услышит от гусеницы полезный совет..
Развитие навыков звукового анализа на уровне слова.
Логопед: Алиса устала гоняться за кроликом и присела отдохнуть под старым дубом. Она смотрела на листья дуба и ей показалось, что она видит на них картинки. Рассмотрите картинки вместе с Алисой. Запишите слова-названия изображённых предметов. Отметьте в словах буквы З-С. Какое слово лишнее? Почему? ( Заяц. В слове нет буквы С).
Картинки: стрекоза, солнце, заяц, гусеница.
5.Физминутка
Логопед: Вдруг Алиса увидела Чеширского кота. Она просит его подсказать, где искать бедного кролика. Кот соглашается ей помочь, но только после выполнения его заданий.
По дороге мы идём
Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень
Мы под дубом посидим.
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнём,
Потом дальше пойдём.
6 Развитие сложного звукового анализа .
Работа над пониманием семантики слов.
Логопед: Алиса идёт по королевскому саду. Вокруг неё много прекрасных цветов. Распределите слова, записанные на цветах , в три столбика, исходя из месторасположения букв З-С в словах.
7.Развитие навыков звукового анализа на уровне словосочетания.
Логопед: В саду гуляли шахматные фигуры. Они увидели Алису и попросили помочь им справиться со следующим заданием. Выполните задание вместе с Алисой. Вставьте буквы З-С в слова. Составьте из слов словосочетания и запишите их.
-ЛИВОВЫЙ -ОК
ПОЛО-АТЫЙ -ОНТ
-ПЕЛЫЕ АРБУ-Ы
-ЕЛЁНЫЕ КАПУ-ТА
ЖЕЛЕ-НЫЙ
8. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Логопед: Алиса подошла к воротам дворца и увидела, что на них записаны какие-то странные предложения. Исправьте и запишиет получившиеся предложения, выделите буквы З-С, и ворота откроются.
-Саша слез с санок и съехал с горки.
-Соня вылила сок и выпила его.
-Зайчонок быстро бежал к лисе.
-Под забором спал полосатый кит.
-Караси и сазаны поймали в сети рыбаков.
9. РАЗВИТИЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Логопед. Вот Алиса во дворце. Её встречают шахматные королевы. Они хотят провозгласить Алису новой королевой. Для этого девочке необходимо ходить так, как ходят шахматные фигуры. Помогите Алисе. Выполните инструкцию шахматных королев. Поставьте карандаш в уже поставленную на листе точку.
Сделайте.
-1 шаг вверх;
-2 шага вправо;
-1 шаг вниз;
-1 шаг вправо;
-2 шага вверх;
-1 шаг вправо;
-3 шага вниз;
-1 шаг влево.
Дети работают на листах в клетку, на которых точками отмечено начало пути.
10 Развитие звукового анализа на уровне текста.
Логопед: С вашей помощью Алиса провозглашена королевой. Она даёт первый бал.
Королева Алиса на праздник зовёт!
Собирайся скорее, зеркальный народ!
На высоком престоле в блестящем венце,
Королева Алиса вас ждёт во дворце!
Запишите текст стихотворение (запись на доске) и укажите в словах наличие и место букв занятия.
Логопед: В самый разгар бала Алисе почему-то показалось, что шахматная чёрная королева очень похожа на кошку Снежинку. Алиса потёрла глаза, потянулась и….проснулась. Это БЫЛ СОН! Всё , что происходило с Алисой, было лишь сновидением. Девочке стало немного жаль, что она не настоящая королева. Но она тут же успокоилась и поспешила домой.
По дороге Алиса увидела странную картину: навстречу ей бежала девочка под листом лопуха. Алиса спросила у девочки, зачем ей этот лист, а девочка рассказала ей свою историю. Придя домой, Алиса решила записать рассказ девочки, но так, как она не знала, как пишутся некоторые слова, она нарисовала вместо них картинки. Прочитайте рассказ, вставляя вместо картинок слова.
(в скобках записаны слова, заменённые картинками).
Соня и зонт.
Соня пасла на лугу (). Вдруг загремел гром. Пошёл сильный (). () побежала домой. Соня поспешила за ней. Девочка сорвала лист (лопух). Лист стал её (). Под листом девочка пришла (дом). Мама увидела дочку и сильно удивилась. Соня рассказала маме о необычном ().