Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш»
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Постановка звука Ш».
Цели: - воспитание воздушной струи;
- формирование артикуляционного уклада звука Ш;
- развитие артикуляционного праксиса;
- различие названий овощей, фруктов;
- практическое образование существительных суффиксальным способом;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие словесно-логического мышления.
Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.
- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. ( Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.
- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.
3. Развитие артикуляционного праксиса.
- Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.
- Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.
- Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!
4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.
- Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).
- Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!
- А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».
- А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!
- А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.
- Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.
5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.
- Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.
- Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.