- Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие! - Как тебя зовут? - Фтипан. - Что-то мы не поняли, как тебя зовут. - Фтипан. - А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан? - Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан! - Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан? - Ну, конечно, звук “С”. - Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем). - Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться. - Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).
2. Релаксация.
“Все умеют танцевать. Прыгать, бегать рисовать, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать! - Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза). Посмотрите, мы олени, Рвётся ветер нам на встречу Ветер стих, Расправим плечи Руки снова на колени, А теперь немного лени. Руки не напряжены И расслаблены….. Знают страусята, девочки и мальчики Отдыхают теперь ваши пальчики, Дышится легко….ровно….глубоко”.
Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.
Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.
Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.
3. Артикуляционная гимнастика.
(Выполняются упражнения для губ).
1. Упражнение “Улыбка”.
Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравиться лягушкам. Улыбаются… Смеются…. А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2. Упражнение “Трубочка”.
Мои губы – трубочка – Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, Ду-ду, ду-ду-ду.
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).
3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.
(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).
А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.
(Выполняются упражнения для языка).
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади, Пя-пя-пя произнеси Мышцы расслабляются… Лопатка получается…. Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются!
4. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы, Чищу зубы. И снаружи… И внутри. Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
4. Диафрагмальное дыхание:
А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:
Если уж в лесу гулять Надо воздухом дышать! Подышите, как я. Выдох – пффф Пауза Возврат дыхания – пффф Пауза. Возврат дыхания – с-с-с-с Пауза. Возврат дыхания – пффф Пауза. Возврат дыхания – с-с-с-с.
Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
Акустико - артикуляционный профиль звука “С”
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - Ребёнок – улыбаются. - Что остаётся между зубками? - Ребёнок – щель. - Язычок, какой узкий или широкий? - Ребёнок – широкий. - Куда упирается кончик языка? - Ребёнок – в верхние зубки. - Язычок, что ещё делает? - Ребёнок – выгибается горкой. - Какая воздушная струя? - Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная. - Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий? - Ребёнок – глухой. - Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата. - Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).
Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).
5. Моторика пальцев рук:
Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:
Ты не бойся, это гусь Я сама его боюсь Гусь стоит и всё гогочет Ущипнуть тебя он хочет.
6. Фонематический слух:
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)
А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…
Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:
СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.
Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..
Молодец! Всё сделал правильно!
Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).
- Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя? - Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан). - Правильно! Молодцы! - Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.