Организационная информация |
Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО, должность) | |
Название/тема методической разработки (занятия, урока, совместной деятельности) | Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Постановка звука Ш» |
Продолжительность занятия/мероприятия | 17 минут |
Возрастная категория пациента/группы | Подготовительная логопедическая группа |
Методическая информация |
Клинико-психолого-педагогическая характеристика особенностей пациента/группы: клинический вид речегого нарушения по клинико-педагогической классификации нарушений речи, логопедический диагноз на основе психолого-педагогической классификации нарушений речи, педагогические особенности пациента/группы. | Общее недоразвитие речи 4 уровня, обусловлено дизартрией лёгкой степени тяжести. |
Цели занятия/мероприятия | Постановка звука Ш |
Задачи занятия/мероприятия: | Задачи: Коррекционно-образовательные: -формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции); -формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; - упражнение в правильности произнесения звука Ш. Коррекционно-развивающие: -развитие артикуляционного аппарата; -развитие фонематического слуха; -устранение дефектного произношения звука Ш; Воспитательные: -воспитание интереса к занятиям; - воспитание самостоятельности. |
Необходимое оборудование | Кукла Маша, Картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики, листы деревьев со звуком [Ш]. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к занятию/мероприятию, материалы и другие условия для качественного проведения занятия/мероприятия (например, предварительная работа и пр.) | |
Использованная литература, источники информации | Гаврилова А.С «Логопедические игры» 2. Цвынтарный В.В. «Логопедия. Игры и упражнения». |
Примечания автора/ов (если есть) | |
«Постановка звука [Ш]».
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
- воспитание самостоятельности.
№ | Название этапа занятия/мероприятия, продолжительность (в минутах) | Деятельность педагога | Деятельность пациента/группы |
Вводный этап |
1 | Организационный момент 0.30 секунд | -Здравствуй! Я очень рада тебя видеть на моем занятии. Настраивайся на работу и будем верить в свои силы. | |
2 | Объявление темы 0.30 секунд | - Сегодня мы с тобой будем учиться правильно произносить звук Ш. Но сегодня у нас с тобой в гостях кукла Маша. Но вот беда – она не умеет говорить свое имя красиво, ведь у нее не получается звук [Ш]. И сегодня на занятии вы будете вместе учиться произносить этот звук. | |
Основной этап |
3 | Артикуляционная гимнастика 2 минуты | - А сейчас я расскажу тебе про твою новую знакомую – куклу Машу. Логопед рассказывает сказку и выкладывает картинки артикуляционной гимнастикти. Сказка: Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома. | Ребенок выполняет артикуляционные упражнения |
4 | Постановка звука 4 мин | - Давай выполним следующие упражнения: «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. (При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладет на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок) - Теперь тебе нужно постучать кончиком языка по верхнему небу и сильно-сильно дуть на кончик языка. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш». Повторить несколько раз до появления правильного звука | Ребенок выполняет все упражнения и учится правильному произношению звука |
5 | Анализ артикуляции 2 мин | - Вот молодец! А теперь нужно и нашей Маше помочь. Расскажи ей в каком положении твои губки, зубки и язычок, когда ты произносишь звук [Ш]? | - Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. |
6 | Закрепление изолированного произнесения звука, физминутка. 2 мин | - Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу. | Ребенок ходит по листочкам, разложенным на полу кабинета и произносит звук [Ш] |
7 | Развитие фонематического слуха 2 мин |
- А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки. Слушай внимательно, а Маша повторяет за тобой М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш. | Ребенок играет в игру и «ловит» звук |
Заключительный этап |
8 | Домашнее задание 1мин | -Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится: - в начале слова; - в середине слова; - в конце слова. | |
9 | Итог занятия 1.30 минуты | -Сегодня ты побывал в лесу, познакомился с Машей. И, самое главное, научилась правильно произносить звук [Ш]. Давай вспомним – какой это звук? -Молодец. Правильно. Ты сегодня очень старалась! На память я подарю тебе листочек со звуком [Ш] | - Согласный, глухой, твердый |