Повышать самооценку ребёнка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Оборудование:
схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «сова», картинки с артикуляционной гимнастикой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом волшебном городе живёт мудрая птица. Что это за птица? (сова). Правильно – это сова! Мы сегодня будем стараться, чтобы быть такими же мудрыми как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)
Прочитать стихотворение:
Мудрейшая птица на свете – сова
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Всё взвесит, но редко – прередко болтает
Вот этого многим из нас не хватает.
(Т. Таран)
2. Развитие фонематического слуха.
Что же такое звуки? Звуки мы слышим и произносим; на письме звуки обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.
Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай попробуем изобразить насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх – вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с – с – с – с – с .
Игра «Выбери картинку».
Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счёту звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы выполнить зарядку, нужно отгадать загадку:
« Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мне помогал,
Тот и устал».
Что же это? Конечно лопатка.
Попробуй сделать свой язык лопаточкой.
Упражнение « Лопаточка».
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считать про себя до пяти.
А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик ( в рот ); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
Сделаем упражнения «Чистим зубки».
Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.
Упражнение «Катушечка».
Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».
4. Постановка звука.
Взять зеркало, посмотреть правильно ли работают губы и язык.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? ( ощущается холодная струя воздуха .)
5. Анализ артикуляции.
Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?
- улыбнуться;
- кончик языка упереть в нижние резцы ( зубы );
- боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
- по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.
6. Закрепление изолированного звука.
Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрая сова. Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»?» Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.
А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а», приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова. Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?
Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.
Теперь начинаем игру совы «Назови слово».
Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)
Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова. (лиса)
Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». ( нарцисс )
7. Закрепление звука в слогах.
Давай произнесём новый звук в слогах.
Повтори: са – са – са – са - какая хитрая лиса.
Ас – ас – ас – ас – аккуратный мальчик Влас.
Ос – ос – ос – ос – в дупле много диких ос.
Со – со – со – со – совы катят колесо.
Сы – сы – сы – сы – у сома растут усы.
Ыс – ыс – ыс – ыс – расплодилось много крыс.
8. Закрепление звука в словах.
Произнеси звук «с» в словах.
Сон – нос
Маска – касса
Сумка – мусс
Фасоль – Ассоль
Коса – оса
9. Закрепление звука в предложениях.
Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.
10. Домашнее задание.
- общая артикуляционная гимнастика.
- раскрашивание сливы.
11. Итог занятия.
Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? ( губы, язык, зубы )