Конспект занятия в 1 классе на тему "Дифференциация звуков [л] - [л']"
Конспект занятия в 1 классе на тему "Дифференциация звуков [л] - [л']"
Конспект логопедического занятия для проведения в 1 класcе, будет полезен для учителей-логопедов, работающих на логопунктах при общеобразовательных школах.Перед проведением данного занятия будет целесообразно провести несколько занятий по развитию дыхания, подбирая специальные упражнения, а также провести артикуляциооную гимнастику и занятия по развитию мелкой моторики. Конспект сответствует всем требованиям, практичен, легок и легко усваивается.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в 1 классе на тему "Дифференциация звуков [л] - [л']" »
Конспект занятия, 1 класс
Тема занятия: Дифференциация звуков [л] - [л'].
Цели: Познакомить со звуками [л] - [л']; Задачи:
- научить вырабатывать определённые положения органов артикуляционного аппарата.
- научить воспроизводить слоговые ряды, подбирать слова на заданный звук, опознавать заданный звук в слогах, словах, предложениях.
Ход занятия:
Организационный момент:
Давайте поздороваемся! А теперь пусть поздороваются наши пальчики (на счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные и все остальные) А наши ручки теперь готовы к работе? Да! (растираем ладошки, чтоб стали горячими)
1. Сегодня мы поговорим о звуках, которые при произнесении слов , (запись на доске) будут звучать громче остальных: Ложка, пила, лыжи, лес Люди, видите слона? Хобот есть. Нога видна. (Демонстрация буквы) Назовем первый звук в слове «ложка», [л] В слове «ложка» слышим звук [л], а в слове «лес» — звук [л']. [л] и [л'] — эти звуки одинаковые или разные? (Разные.) Это звуки разные, звук [л] — звучит твердо, а звук [л'], — мягко.
2. Артикулема звука: Закройте глаза и произнесите звук [л'], [л]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало (индивидуальные зеркала на каждой парте). Где живет звук [л] и [л']?
Итак, кончик языка поднят «чашечкой». Края язычка плотно прилегают к коренным зубкам. Рот приоткрыт. Воздух выдыхается тонкой струйкой; на ладошку, ощущается теплый ветерок.
Какую букву надо записать в слове «ложка» после твердого [л]? Какую букву надо записать в слове «лес» после мягкого [л']? После мягкого звука [л'] запишем гласную второго ряда букву «е».
3. Хлопните, когда услышите звук [л], топните, когда услышите [л'] в стихотворении: Будто солнцу улыбаясь. На соломке молодой Дремлет, медленно качаясь, Ржи колосик золотой.
Какие слова со звуком [л] вы услышали, назовите?
Какие слова со звуком[л'] вы услышали, назовите?
4. Допиши буквы, у которых не хватает элементов (самостоятельная работа с карточками)
5. Записываем под диктовку: Ала , оло, аля, оля, оле, ыля, ыле. И звук [л] и звук [л'] обозначается на письме буквой «Л». Гласные какого ряда пишутся после мягкого [л']? После мягкого [л'] всегда пишутся гласные буквы второго ряда: «я», «ё», «ю», «е»,«и».
6. Физминутка (речь с движением): Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске – руки в боки, Наклонились влево, вправо, Влево, вправо. Получается на славу!
7. Запишем в тетрадь только те слоги, в которых звук [л'] мягкий: Док, люк, лук, лоб, лён, лон, плу, для, кля, клее, пло, плу, пли, плё, шло, ела, сля, еле, млу, ели, слё, тля, длё, длы, дле, длю, дло.
8. Произносим слоговые цепочки, друг за другом: ла -ло-лы-лу ло-лу-ла-лы лу-ла-лы-ло лы-лу-лу-ла лы-ла-ло-лэ
9. Назови слова, которые начинаются на слог: ла (лампа, лавка, лак , лапа); ло (лошадь,локоть, ложка,лом, лодка);
10. Запишите в тетрадь гласные буквы в слове «булавка». Назовите гласные, которые вы записали. Сколько гласных? (Три.) Сколько слогов? (Три.) Сколько раз будем хлопать? (Три.) Произнесите слово по слогам и прохлопайте. (Бу-лав-ка.) А теперь запишем гласные из слов: платок, клумба, колючка, тюльпаны, лютики.
11. Доскажи словечко со звуками [л] и [л']: Тихо – тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе….(лопатой). Поэт нашел в себе слова И написал их строчкой, И вырос…(лес) Шумит листва. И гриб сидит под кочкой. Ведь это чудо из чудес- Когда из слов вдруг вырос…..(лес)
В зоопарке разные звери: рыжая (лиса), сильный (лев), красивый (лось), белокрылый (лебедь). Я положила в стакан кислый (лимон). Мы любим ходить в (лес).
12. Игра «Домик Дина и Дона» - две команды Разложить картинки со звуками [л] и [л']. Команды проверят задания друг друга.
13. Подведение итога занятия. (Самооценка) Если вы считаете, что хорошо работали в тетрадях и отвечали ,то возьмите желтые камешки, а если нет, то синие. Проверьте задания друг друга, правильно ли вы оценили себя? - Чему мы учились сегодня? Различать звуки [л] и [л']; слышать их в слогах, словах, загадках.