* развивать длительность и плавность речевого выдоха, силу и высоту голоса, фонематическое восприятие навыков слогового анализа,
* развивать тонкую, общую моторику, координацию речи с движением,
* развивать слуховое и зрительное внимание,
* укрепление мышечного тонуса свода стоп.
Коррекционно-воспитательные задачи:
* формирование навыков взаимоотношения, сотрудничества, активности, доброжелательности, инициативности.
Материал:
Картинки с изображением животных(крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, верблюд, ворона), картинки с изображением: ворот, гор, черного замка, цветов (ромашка, астра, розы, георгины, нарцисс), игрушек(Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Петрушка, Дракон). Символ «Р» - звуковичок. Шары зеленый и синий, разрезная картинка.
Ход занятия:
- Вы, любите путешествовать? (Да)
- А на чем вы уже путешествовали? (корабль, машины и т.д.)
- Мы тоже отправимся сегодня в путешествие, а вот на чем вы узнаете, если соберете разрезную картинку.(получился шар)
- Предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.
1. Исполняется логоритмическая композиция Е.Е.Соколова «На воздушном шаре»:
Дети сидят на полу по-турецки, руки –на коленях.
Мы летим над облаками
Мы хватаем их руками,
Задеваем головой. Ой!
Если дома не сидится,
Приглашаем прокатиться
По дорожке голубой.
Радуга цветная
Спинку выгибает
.
Это нам от солнышка
Теплого привет.
Звездочки мигают,
Нам добра желают,
Мы им улыбнемся и споем в ответ.
Ля-ля-ля
Развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево.
Выполнять хватательные движения (4 раза). Наклонить голову и накрыть ее двумя руками.
Поманить к себе три раза одной рукой , Три раза другой.
Вытянуть обе руки вперед и
Развести в стороны, ладошками вверх.
Нарисовать радугу правой рукой слева направо.
Нарисовать радугу левой рукой слева направо.
Руки согнуты в локтях (локти внизу), ладони перевернуты на зрителя, пальцы растопырены. Поднять руки вверх и опустить.
Руки в том же положении. Поднять их и опустить.
Обеими руками одновременно сжать и разжать кулачки на уровне глаз (4 раза)
Скрестить руки на груди, покачаться вправо- влево.
Улыбнуться, развести руки в стороны.
Положить руки на колени.
- Представьте, что мы с вами прилетели в зоопарк.
- Как вы думаете, каких животных мы можем встретить в зоопарке?
2. Психогимнастика – раз, два, три повернись и в животных превратись.
- Изобразите сердитого тигра и покажите как грозно он рычит (р-р-р)
- Изобразите дятла, сидящего на дереве и как он стучит по дереву (Тр-тр-тр)
- Изобразите как мурлычет ласковая кошечка (Мур-мур-мур)
- Покажите как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом (карр-карр-карр).
- А мама Ворона отвечает ему низким голосом (Карр-кар-карр)
- Ребята, скажите, а вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня путешествовать?
- А звук мы можем увидеть? (нет, звуки слышим и говорим)
- Поможет нам в пути Звуковичок.
3. Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве высоко в горах жил звук «Р».
- Произнесите этот звук (Р_Р_Р)
- Какой он? Радостный или грустный, гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
4. Произношение изолированно «Р». Работа над голосом.
- Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали?
- Падали камни(задание: произнесите «Р» отрывисто как будто падают камни),
- Грохотал гром (произнесите «Р» с усилением и ослаблением голоса),
- Это были звуки с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно.
- Покажите, как ему было грустно. Произнесите «Р» с грустью.
- Пролетала мимо ворона и говорит: «Что ты грустишь? Иди в детский сад «Теремок», там всем звукам и буквам очень нравиться и любят они путешествовать на разноцветных воздушных шарах». Обрадовался «Р» этому известию и отправился в дорогу.
5. Отправляемся в дорогу, выполняя гимнастику для стоп.
«Прогулка» (Картушина М. Ю. «Зеленый уголок здоровья» стр.159)
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом
На носочки встали
И к лесу побежали,
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
Дети маршируют.
Ходят «змейкой» между « кочками».
Бегут на носочках.
Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки».
Маршируют.
6. На коврографе выставлены горы.
- Звуку «Р» обязательно надо перебраться через горы. Но чтобы перебраться необходимо заклинание. Вы его получите, если правильно выполните задание.
(на помощь «Р» спешит «Ы» - выкладываем «РЫ», прилетел «Ы» - какой слог получился? – РЫ, аналогичное задание дается с другими гласными)
- Получилось волшебное заклинание.
- РЫ-РО-РУ-РА – расступилась гора.
- Повторите его (дети повторяют и изображают как раздвигается гора)
- Расступилась гора, а за ней огромные …… ворота.
- Упал (падает «Р», поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!»
- Какое слово можно составить из этих двух слов? (охрана).
- Чтобы охрана пропустила «Р» через ворота, надо сказать особые слова.
7. Игра с мячом в слова-антонимы.
- Я буду называть слова, которые обозначают отрицательные качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу – хорошие слова. (зло-добро, лень-трудолюбие, трусость-храбрость, грусть-радость).
- Ворота приоткрылись, а за ними звери. Им нужно помочь выбраться. Поможем, если выполним задания.
8. Задания:
а) - В названии животного первый звук «ТЬ», последний «Р», кто это?(тигр)
- Назовите гласный звук.
- Сколько слогов в этом слове?(один)
б) – Соберите «рассыпанные» звуки «Ж, Р, И, А, Ф» в слово.(жираф)
- Сколько слогов в слове ЖИРАФ.
в) – Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами (дил-кро-ко, ра-зеб, блюд-вер)
Ворота открываются.
- С кем подружился звук «Р». (ответы детей полным предложением)
- Продолжим наше путешествие по узенькой дорожке(шнур).
9. Работа над падежным управлением.
- Приходим на цветочную полянку и любуемся цветами.
- Назовите цветы, которые растут на полянке(полным предложением). Как вы думаете, сорвал «Р» хоть один цветок? Что он подумал? (незаметно распыляем духи). Что цветы можно любоваться или вдыхать аромат. А что вы почувствовали? (аромат цветов)
- Звук «Р» любовался чем? (ромашками, розами, георгинами, нарциссами, астрами).
Не спеша, нюхаем цветы несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, выдыхая , произносит:
- Ах! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!
Упражнение выполняется несколько раз.
- Пошел «Р» дальше, и видит, стоят знаки. Задумался, куда же ему идти, какой дорогой?
- А вы как думаете?
- С каким звуком мы путешествуем?
- Значит, в направлении нашего пути должен быть «Р».
- Выберите нужный знак и покажите направление.
- Не знал звук «Р», что дорога его приведет к черному замку, в котором живет дракон. Слышит «Р» чьи-то рыдания.(вопрос: что значит рыдать?)
11. Задание «Произношение «Р» в словах и подбор определений».
Там плачут игрушки и маленькая девочка, потому что дракон забрал у них один звук. Я буду называть игрушки и девочку без этого звука, а вы попробуйте угадать кто это.
- Там плачут – Бу..атино, Пет..ушка, Чебу..ашка, К..окодил Гена, …ыжая девочка. Какой звук забрал у них дракон? («Р»)
- Знаете зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым.
- Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им «Р». (подбирают определения: хороший, добрый и т.д.)
- С кем подружился «Р» (полные ответы детей).
- Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство – дороже богатства».
Дети повторяют пословицу.
- Помогли игрушкам и Рыжей девочке выбраться из черного замка. Обрадовались они и поспешили в свои сказки.
- А Рыжая девочка согласилась помочь звуку «Р» отвести его в детский сад.
12. Произношение звука «Р» в чистоговорках. Словотворчество детей. Проговаривание чистоговорки с использованием мяча. Каждый удар мяча один слог.
Ра-ра-ра – стоит высокая….гора,
Рад-рад-рад – растет сладкий …виноград,
Рока-рока-рока – на дереве …сорока.
- Посмотрите, вот мы и пришли в детский сад, в котором все звуки путешествуют на разноцветных шарах.
- Ребята, скажите на каком шаре будет путешествовать звук «Р» (на синем. почему? Он - твердый)
- Звук «Р» посмотри это твой шар и твоя буква.
Букву Р писать не сложно.
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок –
И получится флажок.
13. Предлагается изобразить «Р» с помощью пальцев и веревочек выкладывая «Р» на дощечке.