Пришла весна
Цели:
1. Уточнить и систематизировать знания учащихся о временах года, а именно о весне.
2. Формировать умение составлять описательные рассказы, соблюдая логическую последовательность, составлять план и пользоваться им.
3. Практиковать умение переводить события текста из одного времени в другое, используя при этом формы настоящего, прошедшего, будущего времени.
4. Закрепить умение учащихся согласовывать имя прилагательное и имя существительное в роде, числе и падеже.
5. Активизировать познавательные процессы путем постановки проблемных вопросов.
6. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей природе.
I. Оргмомент
Дети читают приготовленные четверостишья на весеннюю тему.
(Демонстрация работы по коррекции звукопроизношения).
II. Работа над текстом.
Знание частей речи.
• Детям раздаются листочки с напечатанными на них предложениями таким образом:
готовый текст прилаг.+существ. глагол (новый текст) рисунок
1. Застучит за окошком капель. звонкая капель застучала
2. Потемнеет и осядет снег
3. В лесу пролягут от деревьев тени
тени
4. Около стволов поднимет из-под снега свои стрелы трава.
5. Выбросят первые цветки-сережки берёзки.
6. Прилетят грачи.
7. Поплывут по реке льдины.
8. Ручьи наполнят лес журчанием.
9. Вылезет из своего гнезда еж и побежит на охоту.
10. Запоют птицы гимн весне.
• По цепочке определяем, к какой части речи относятся слова в предложениях из первой графы.
• Какая часть речи практически не встречается?
• Беседа о роли имени прилагательного в речи.
III. Распространение предложений именем прилагательным
• Детям на доске представлен ряд имен прилагательных в именительном падеже мужского рода. Подобрать к подлежащему каждого предложения слово-признак (ноздреватый, звонкий, белый, длинный, зеленый, говорливый, первый, колючий, лесной, крикливый).
• Записать полученное словосочетание во второй графе.
IV. Работа с временными формами глагола
• Найти в предложении глагол. Определить время глагола. (Будущее).
• Подходит ли эта временная форма к сегодняшнему времени? (Нет, на улице уже наступила весна).
• Перевести глагол из будущего времени в прошедшее и заполнить третью графу.
V. Рисунок. Картинный план
• К каждому предложению нарисовать схему-рисунок.
• Дети рисуют схемы на листочках в 4 графе, схемы учителя выставляются на доске.
VI. Составление плана к рассказу о весне
• Посмотрите внимательно на картинки-схемы и подумайте, как можно их сгруппировать.
План:
• Явления природы.
• Растения весной.
• Животный мир весной.
VII. Запись получившегося рассказа о весне по плану
• Первоначальный текст убирается. Предложения выбираются на основе плана, словосочетания (сущ. + прил.), схемы - рисунка, глагола в прошедшем времени.
• что еще нужно сделать, чтобы работа была закончена? (Заголовок).
• Дети самостоятельно выбирают и записывают заголовок.
1. Застучала за окошком звонкая капель. Потемнел и осел ноздреватый снег. По реке поплыли первые льдины. Говорливые ручьи наполнили лес журчанием.
2. От деревьев пролегли длинные тени. Около стволов деревьев подняла из-под снега робкие стрелы трава. Выбросили первые цветки-сережки белые березки.
3. Прилетели крикливые грачи. Вылез из своего гнезда колючий еж и побежал на охоту. Лесные птицы запели гимн весне.
VIII. Итоги.
Чтение полученных рассказов о весне, сравнение, оценка.