kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по логопедии на тему "Выделение гласной Я" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие способствует формированию умений находить в словах буквут Я, определять, какие буквы она обозначает; развитию связной речи, оперативной памяти, вербального и наглядно - образного мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по логопедии на тему "Выделение гласной Я" (2 класс)»

Тема: Выделение гласной Я.

Цель: познакомить с гласной буквой Я и звуками, ее образующими; развивать навык чтения, расширять словарный запас обучающихся.

Задачи:

формировать умение находить в словах букву Я; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

воспитывать интерес к родному слову, активность на занятии.

Оборудование: дидактический материал, схемы слов, образцы печатной и прописной буквы, предметная картинка «Маяк», яблоко – раскраска, ребус, индивидуальные карточки для чтения.


Ход занятия

І. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.


Скажите здравствуйте словами

Скажите здравствуйте руками

Скажите здравствуйте глазами

И улыбнитесь вместе с нами!

Пожелать друзьям спеши

Здравствовать от всей души!


2. Психологический настрой.

-  Какими должны быть ученики? Если вы согласны – кивните головой, а если не согласны – шумите. (ленивые, умные, шумные, внимательные, глупые, активные, старательные)

- А что же мы будем с вами на уроке делать? Соберите слова подсказки.

Учиться … (татьчи, веотчать, лятьсостав, узватьна)

- Я думаю, что занятие принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.


ІІ.Основной этап.

  1. Логопедическая гимнастика.

- Для того, чтобы начать занятия, что нужно сделать?

- А какой девиз мы используем при выполнении артикуляционной гимнастики?

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- А поможет нам разбудить язычок, Вика.


  1. Дыхательная гимнастика.

- Какую гимнастику мы еще должны сделать?

- А здесь на какой девиз мы ориентируемся?

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.


  1. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Отгадай загадки:

- Может и разбиться,

Может и свалиться,

Если   хочешь , в птицу

Может превратиться (яйцо – [ й ]  , [ а  ])


- Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах -! –

Удрала, а хвост в руках. (ящерица – [ й ] , [ а ])


- Всегда во рту,  а не проглотишь. (язык – [ й ] , [ а ])

- Круглые, румяные

Мы  растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки. (яблоки – ([й] , [а])

- Что общего в отгадках?


4. Сообщение темы занятия

- Как мы можем обозначить тему урока?


  1. Изучение нового.

а) звукобуквенный анализ слова.

- Произнесите слово яблоки по слогам.

-Сколько в слове слогов?  (3 слога)

Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)

Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)

Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)

- Произнесите протяжно звук, который мы слышим в начале слова. [ЙА ]

Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

Яблоки – [йаблоки] – 6 букв, 7 звуков

- Произнесите имя девочки Рая, которая очень любит яблоки.

- А теперь произнесите последний звук протяжно.

- Сколько слышите звуков?

Вывод:Буква я после вначале слова и перед гласной обозначает 2 звука[й а ]  

- Составьте схему слова «Рая» - у доски


4.Знакомство с буквой.

Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной.   И такой буквой является буква Я

И сегодня она королева нашего урока..

Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!


  1. Пальчиковая гимнастика.

- Какую гимнастику мы еще не делали?

Твои помощники, взгляни, -

Десяток дружных пальцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся!


6. Письмо прописной буквы Яя.

- А теперь давайте обратим внимание, как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.

(Письмо прописной буквы Я в тетради)


7. Изучение новой буквы.

-  Игра на внимание

Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами. Если буква Я обозначает

один звук, вы должны хлопнуть один раз.  Если буква Я обозначает два звука – й и а , то  надо хлопнуть 2 раза.

Слушайте внимательно слова:

[ а ]                                                [ й ] [  а ]    

Вася                                                  Яша

Валя                                                  Яна

Галя                                                   яхта

Люся                                                  Рая

Катя                                                   ярмарка

Таня                                                   Зоя


8. Чтение слогов (по индивидуальным карточкам)

- Скажите, какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука [ й а ], когда стоит в начале слова и после гласной.


9. Физминутка.

- Какую мы еще должны сделать гимнастику?

- Если в слове, которое я произнесу, есть Я - мальчики приседают и прыгают, если нет звука Я - приседают девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия, змея, фамилия .


10. Работа над пословицей.

- Буква Я приготовила для вас пословицу, но в спешке забыла разделить предложение на слова. Помогите ей исправить ошибку.

Ктолюбиттрудиться, томубезделанесидится.

- Как вы поняли смысл этих слов.


11. Отгадай зашифрованное слово.

(Индивидуальная работа: собрать разрезанную букву Я)

- Прочитайте слово: ЯМКА.

Буква Я предложила нам какие – то цифры (2,4, 1, 3). Что мы можем с ними сделать?

- Что мы сделали с цифрами? (увеличили, уменьшили)

- А теперь по цифрам прочитайте слово ( МАЯК)

- Сколько в слове букв? (4) А звуков? ( 5)

- Что такое маяк и для чего он нужен?

Я хочу рассказать вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

- Когда - то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии, чтобы обезопасить мореплавание, было решено построить маяк.

Строительство заняло пять лет. Маяк  - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

Теперь вы поняли, что такое маяк и для чего он нужен.


12. Упражнения для мелкой моторики (Разукрасить яблоко).

- Каким цветом бывает яблоко?

- Выберите нужный цвет и разукрасьте яблоко, не выходя за границы.


ІІІ.Заключительный этап.

1. Итог занятия.

- Чему мы с вами научились сегодня на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какие секреты буквы Я мы с вами узнали и должны  запомнить?

2. Оценка работы обучающихся логопатов на занятии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОКУЧАЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №27»











ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНОЙ Я

(открытое занятие по логопедии во 2 классе)




Подготовила:

учитель - дефектолог

Шаповалова Л.В.

















Докучаевск, 2020


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОКУЧАЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №27»








Самоанализ открытого занятия

во 2 классе

«Выделение гласной Я»




Подготовила: учитель - дефектолог

Шаповалова Л.В.

















2020г.


Самоанализ по предмету «Занятия по логопедии» во 2 классе

Группа «Системное недоразвитие речи легкой степени».

Тема «Выделение звука Я»

В группе 6 детей – логопатов.

Классификация группы по И.С.Певзнер:

- неосложненная олигофрения (Хула А., Байдова В.)

- олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики -

- олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов (Гвоздецкий М., Цимиданова И., Мангуш В.)

- олигофрения с психопатоподобными формами поведения (Тарасенков Г.)

- олигофрения с выраженной лобной недостаточностью -

Во время планирования были учтены все особенности обучающихся. Данное занятие третье в теме: «Гласные второго ряда». Оно связано с предыдущими и опирается на теоретические и практические навыки и умения.

На логопедическом занятии решались такие коррекционно – обучающие задачи:

формировать умение находить в словах букву Я; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; воспитывать интерес к родному слову, активность на занятии.

Цель логопедического занятия вытекает из содержания материала, отвечает возрасту и интеллектуальным особенностям логопатов группы и несет информацию о конечном результате. Все задачи связаны между собой и выполнялись в комплексе. Структура занятия была рациональна для решения этих задач. Распределение времени дало возможность своевременно закончить занятие, выполнить все этапы, которые были логично связаны между собой.

На занятии использовались ИКТ, инновационные методы на выразительном наглядном материале. Для раскрытия материала были выбраны такие формы и методы обучения: подражательно - исполнительские методы, конструирование, практические, наглядные, словесные методы, а также приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, которые реализуют личностно – ориентированное обучение. Проводилась мотивация учебной деятельности на всех этапах, что способствовало пробуждению интереса к усвоению темы. Соединение форм и приемов опроса позволяло опросить несколько раз всю группу. Исправлялись ошибки во время ответов, таким образом корригировались недостатки произношения.

Содержание темы раскрывается в игровой форме. Основные выводы дети делали сами, а логопед при этом имел корригирующую роль.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект занятия по логопедии на тему "Выделение гласной Я" (2 класс)

Автор: Шаповалова Любовь Владимировна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Ударение" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-frontal-nogho-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-tiemie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "187187"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426486196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "логопедическое занятие "
    ["seo_title"] => string(29) "loghopiedichieskoie-zaniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "138614"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417578161"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у обучающихся второго класса "
    ["seo_title"] => string(109) "uprazhnieniia-po-profilaktikie-i-ustranieniiu-disghrafichieskikh-oshibok-u-obuchaiushchikhsia-vtorogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241489"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445260669"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: Звук и буква Д "Красота и добро". "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-dlia-dietiei-s-umieriennoi-stiepien-iu-umstviennoi-otstalosti-po-tiemie-zvuk-i-bukva-d-krasota-i-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "169962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423488808"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект внеклассного занятия: "Красота и добро". Звук и буква Д. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-krasota-i-dobro-zvuk-i-bukva-d"
    ["file_id"] => string(6) "160490"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422064518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства