Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у учащихся второго класса.
Пояснения: т. к. в ходе работы мною было выявлено, что ошибки языкового анализа и синтеза являются наиболее распространёнными, в программу были включены упражнения по трём направлениям: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза и фонематического анализа и синтеза. А также упражнения на развитие дикции и правильности звукопроизношения, развития артикуляционной моторики. При составлении пособия использовались конспекты занятий для логопедов Е.В. Мазановой, Л. Н. Ефименковой, О. В. Елецкой.
На каждое упражнение затрачивается от 5 до 10 минут. Если учитель решает включить непосредственно учебный материал в игру или упражнение время увеличивается. Детям, нуждающимся в логопедической поддержке, учитель оказывает помощь в выполнении заданий: читает текст, если нужно укорачивает инструкцию, корректирует ошибки произношения, помогает в построении устного высказывания и оформлении записи.
Работая над артикуляционной моторикой, включаем в урок скороговорки, чистоговорки так же для развития речи детей. По рекомендации логопеда учитель работает со скороговорками по следующей методике: начинаем работу с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимального чёткого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разметить интонацию.
Упражнение 1. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. Рассмотри картинку и ответь на вопросы. Кто это? Что обозначает это слово? Что делает ученик? Что обозначает это слово? Повторите оба слова. Прочитайте, что написано в памятке. Рассмотрите другие картинки и составьте по ним предложения из двух и более слов. (Схемы предложений. Сюжетные картинки. Памятка с определением предложения)
Упражнение 2. Цель: развитие артикуляционной моторики. Научиться правильному и чёткому произношению звуков.
(а)
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
- А на нас упал ананас! А на вас?
- А нам на нос- абрикос.
У Капы – пикап.
У пикапа – капот.
Авдей хватал халву ухватом.
Наташа сама нашла лампу на даче.
Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»
Упражнение 3. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Живые буквы», «Живые слоги» дети должны найти себе пару, чтобы получился слог или слово. (Можно использовать как, физминутку) (Буквы и слоги на карточках у каждого ребёнка)
Упражнение 4. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. « Хлопки» Детям предлагается послушать текст, хлопнуть, когда услышат предложение. Текст.
Упражнение 5. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. «Назови слово» «Бросьте кубик, посчитайте количество точек на грани кубика и подберите слово с таким количеством звуков; назовите слово». У детей с дисграфией каточки со словами, они читают подходящие слова. (Кубик. Карточки со словами с различным звуковым составом)
Упражнение 6. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.Развитие артикуляционной моторики
(б) (б*)
Бобы у бабы, как баобабы.
Бегемотику – ботинки,
Ботики – бурундучку.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)
Упражнение 7. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза
«Выбери нужную картинку» Детям нужно рассмотреть картинки, выбрать те, в названиях которых только четыре звука. (Картинки со словарными словами и предметные картинки.)
Упражнение 8. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Составь предложение» Придумать предложение на тему «Зима», соответствующее данной схеме. Дети могут использовать слова, записанные учителем на доске (горка, мальчик, снег, с, на, катался, лепил, снежная, сугробы, лыжи).( Схема предложения. Слова.)
Упражнение 9. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Найди место точке» Детям нужно найти границы предложений и расставить точки, после выполнения задания ученики читают свои предложения, отделяя их друг от друга паузой. Озаглавливают текст. (Карточки с текстом, состоящим из предложений без точек.)
Упражнение 10. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Сосчитай-ка» Детям нужно послушать предложение, определить количество слов, поднять нужную цифру, составить своё предложение из четырёх слов по предметной картинке. ( Набор цифр. Предметные картинки с детёнышами животных.)
Упражнение 11. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.
Развитие артикуляционной моторики.
(б) (л)
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
Камбала болтала без умолку
о белых бакланах и больших баклажанах.
(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)
Упражнение 12. Цель: Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Сыщики» Детям предлагается рассмотреть картинки, найти на них предметы, в названии которых есть звук (л); назвать их и устно составить предложения. (Сюжетные картинки)
Упражнение 13. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Вставь пропущенное слово» Детям предлагается послушать предложения и вставить пропущенное слово «на» или «с», затем посчитать количество слов в предложениях и поднять соответствующую цифру; добавить в схему, изображенную на доске, недостающий элемент (слово). (Схемы предложений. Карточки с цифрами.)
Упражнение 14. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Дирижёры»
Детям предлагается послушать слова, (можно взять словарные различной слоговой структуры) произнести слова по слогам, сопровождая произнесение движением руки справа налево и слева направо.(Слова)
Упражнение 15. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Весёлые гласные» Детям предлагается послушать слова, слоги, выделить гласный звук и поднять букву, соответствующую гласному звуку слова, слога. (Набор букв обозначающих гласные звуки о, у, а.)
Упражнение 16. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Музыкант» Детям предлагается послушать слова, отхлопать слово по слогам. (Слова.)
Упражнение 17. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.
Развитие артикуляционной моторики.
(б) (п)
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.
Пара барабанов, пара барабанов,
пара барабанов била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов,
пара барабанов била бой!
(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)
Упражнение 18. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Шифровщик»
Составление слова путём выделения первых звуков и синтеза их в слова. КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ=КОТ (Цепочки слов)
Упражнение 19. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Подбери слово» Детям предлагается послушать предложения и рассмотреть картинки; выбрать из ряда картинок только картинку со звуком (п), (б), (в), назвать её и произнести предложение целиком. (Предметные картинки, предложения)
Упражнение 20. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Разложи товар по витринам» Детям предлагается «разложить товар по витринам». В первую «витрину» положить картинки, в названии которых звук (о) в начале слова, во вторую звук (о) в середине слова. (Предметные картинки, два альбомных листа (витрины).
Упражнение 21. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Шифровка» Детям предлагается послушать слова и записать только ту букву, с которой начинается (заканчивается) слово.
Упражнение 22. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Назови слово» Детям предлагается вспомнить и назвать слова, в которых звук (л) в начале слова. Затем назвать эти слова во множественном числе.
Упражнение 23. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.
Развитие артикуляционной моторики.
(л) (л*)
Наш Полкан из Байкала лакал,
Лакал Полкан, да не мелел Байкал.
Мы ели, ели, ели
Ершей у ели…
Их еле-еле у ели доели.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
Полили ли лилию. Видели ли Лидию.
(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)
Упражнение 23. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. «Сосчитай-ка»
Детям предлагается послушать слова, посчитать количество слогов и звуков в слове; затем сравнить с теми же словами, записанными на доске; записать эти слова в тетрадь, изменить первую букву и рядом написать новое слово.
Упражнение 24. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.
«Выбери предложение, сделай его короче» Детям предлагается рассмотреть схему предложения, прочитать предложение, выбрать их предложений только то, которое соответствует данной схеме; записать предложение в тетради и устно изменить предложение так, чтобы в нем было меньше слов. (Карточки с предложениями и со схемами предложений.)
Упражнение 25. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.
«Предложение с предлогом» Детям предлагается послушать предложение, посчитать количество слов; назвать третье слово; составить схему предложений; вставить между третьими и четвертыми словами другое (маленькое) слово. Показать это на схеме. (Карточки с предложениями и со схемами предложений)
Упражнение 26. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.
Развитие артикуляционной моторики.
(л) (м)
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
Петя был мал и мяту мял.
Увидела мать, не велела мять.
(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)
Упражнение 27. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Шифровка» Детям загадывают загадки; ученики отгадывают и выделяют голосом каждый звук слова-отгадки; обозначают звуки точками в тетради. (Загадки)
Упражнение 28. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. «Найди картинку» Детям предлагается отобрать и назвать картинки, в названии которых звуки (с) и (ш) в середине. Подобрать к словам слова-признаки, записать. (Предметные картинки)
Упражнение 29. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Составь слово из слогов» Детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске, и к этим слогам подобрать слоги из скобок так, чтобы получились слова; записать получившиеся слова.
Упражнение 30. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.
Развитие артикуляционной моторики.
(р) (л)
Лаборанты работают в лаборатории
Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завел моторчик и пропал.
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)