kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у обучающихся второго класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения  по профилактике и устранению дисграфических ошибок у учащихся второго класса.

Пояснения: т. к. в ходе работы мною было выявлено, что ошибки языкового анализа и синтеза являются наиболее распространёнными, в программу были включены упражнения по трём направлениям: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза и фонематического анализа и синтеза. А также упражнения на развитие дикции и правильности звукопроизношения, развития артикуляционной моторики. При составлении пособия использовались конспекты занятий для логопедов Е.В. Мазановой, Л. Н. Ефименковой, О. В. Елецкой.

На каждое упражнение затрачивается от 5 до 10 минут. Если учитель решает включить непосредственно учебный материал в игру или упражнение время увеличивается. Детям, нуждающимся в логопедической поддержке, учитель оказывает помощь в выполнении заданий: читает текст, если нужно укорачивает инструкцию, корректирует ошибки произношения, помогает в построении устного высказывания и оформлении записи.

Работая над артикуляционной моторикой, включаем в урок скороговорки, чистоговорки так же для развития речи детей. По рекомендации логопеда учитель работает со скороговорками по следующей методике: начинаем работу с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимального чёткого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разметить интонацию.

Упражнение 1. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. Рассмотри картинку и ответь на вопросы. Кто это? Что обозначает это слово? Что делает ученик? Что обозначает это слово? Повторите оба слова. Прочитайте, что написано в памятке. Рассмотрите другие картинки и составьте по ним предложения из двух и более слов. (Схемы предложений. Сюжетные картинки. Памятка с определением предложения)

Упражнение 2. Цель: развитие артикуляционной моторики. Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

(а)

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

- А на нас упал ананас! А на вас?

- А нам на нос- абрикос.

У Капы – пикап.

У пикапа – капот.

Авдей хватал халву ухватом.

Наташа сама нашла лампу на даче.

Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»

Упражнение 3. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Живые буквы», «Живые слоги»  дети должны найти себе пару, чтобы получился слог или слово. (Можно использовать как, физминутку) (Буквы и слоги на карточках у каждого ребёнка)

Упражнение 4. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.       « Хлопки» Детям предлагается послушать текст, хлопнуть, когда услышат предложение. Текст.

Упражнение 5. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. «Назови слово» «Бросьте кубик, посчитайте количество точек на грани кубика и подберите слово с таким количеством звуков; назовите слово». У детей с дисграфией каточки со словами, они читают подходящие слова. (Кубик. Карточки со словами с различным звуковым составом)

Упражнение 6. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.Развитие артикуляционной моторики

(б) (б*)

Бобы у бабы, как баобабы.

Бегемотику – ботинки,

Ботики – бурундучку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)

Упражнение 7. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

«Выбери нужную картинку» Детям нужно рассмотреть картинки, выбрать те, в названиях которых только четыре звука. (Картинки со словарными словами и предметные картинки.)

Упражнение 8. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Составь предложение» Придумать предложение на тему «Зима», соответствующее данной схеме. Дети могут использовать слова, записанные учителем на доске            (горка, мальчик, снег, с, на, катался, лепил, снежная, сугробы, лыжи).( Схема предложения. Слова.)

Упражнение 9. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Найди место точке»  Детям нужно найти границы предложений и расставить точки, после выполнения задания ученики читают свои предложения, отделяя их друг от друга паузой. Озаглавливают текст. (Карточки с текстом, состоящим из предложений без точек.)

Упражнение 10. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Сосчитай-ка» Детям нужно послушать предложение, определить количество слов, поднять нужную цифру, составить своё предложение из четырёх слов по предметной картинке. ( Набор цифр. Предметные картинки с детёнышами животных.)

Упражнение 11. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.

(б) (л)

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

Камбала болтала без умолку

о белых бакланах и больших баклажанах.

(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)

Упражнение 12. Цель: Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Сыщики»  Детям предлагается рассмотреть картинки, найти на них предметы, в названии которых есть звук (л); назвать их и устно составить предложения. (Сюжетные картинки)

Упражнение 13. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза. «Вставь пропущенное слово»  Детям предлагается послушать предложения и вставить пропущенное слово «на» или «с», затем посчитать количество слов в предложениях и поднять соответствующую цифру; добавить в схему, изображенную на доске, недостающий элемент (слово). (Схемы предложений.  Карточки с цифрами.)

Упражнение 14. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Дирижёры»

Детям предлагается послушать слова, (можно взять словарные различной слоговой структуры)  произнести слова по слогам, сопровождая произнесение движением руки справа налево и слева направо.(Слова)

Упражнение 15. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Весёлые гласные» Детям предлагается послушать слова, слоги, выделить гласный звук и поднять букву, соответствующую гласному звуку слова, слога. (Набор букв обозначающих гласные звуки о, у, а.)

Упражнение 16. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Музыкант»  Детям предлагается послушать слова, отхлопать слово по слогам. (Слова.)

Упражнение 17. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.

(б) (п)

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов била бой!

(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)

Упражнение 18. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Шифровщик»

Составление слова путём выделения первых звуков и синтеза их в слова. КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ=КОТ (Цепочки слов)

            Упражнение 19. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Подбери слово»  Детям предлагается послушать предложения и рассмотреть картинки; выбрать из ряда картинок только картинку со звуком (п), (б), (в), назвать её и произнести предложение целиком. (Предметные картинки, предложения)

            Упражнение 20. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Разложи товар по витринам» Детям предлагается «разложить товар по витринам». В первую «витрину»  положить картинки, в названии которых звук (о) в начале слова, во вторую звук (о) в середине слова. (Предметные картинки, два альбомных листа (витрины).

            Упражнение 21. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Шифровка»  Детям предлагается послушать слова и записать только ту букву, с которой начинается   (заканчивается) слово.

            Упражнение 22. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Назови слово»  Детям предлагается вспомнить и назвать слова, в которых звук (л) в начале слова. Затем назвать эти слова во множественном числе.

Упражнение 23. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.

(л) (л*)

Наш Полкан из Байкала лакал,

Лакал Полкан, да не мелел Байкал.

Мы ели, ели, ели

Ершей у ели…

Их еле-еле у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили ли лилию. Видели ли Лидию.

(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)

Упражнение 23. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. «Сосчитай-ка»

Детям предлагается послушать слова, посчитать количество слогов и звуков  в слове; затем сравнить с теми же  словами, записанными на доске; записать эти слова в тетрадь, изменить первую букву и рядом написать новое слово.

Упражнение 24. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

«Выбери предложение, сделай его короче» Детям предлагается рассмотреть схему предложения, прочитать предложение, выбрать их предложений только то, которое соответствует данной схеме; записать предложение в тетради и устно изменить предложение так, чтобы в нем было меньше слов. (Карточки с предложениями и со схемами предложений.)

Упражнение 25. Цель: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

«Предложение с предлогом»  Детям предлагается послушать предложение, посчитать количество слов; назвать третье слово; составить схему предложений; вставить между третьими и четвертыми словами другое (маленькое) слово. Показать это на схеме. (Карточки с предложениями и со схемами предложений)

Упражнение 26. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.

(л) (м)

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?

Петя был мал и мяту мял.

Увидела мать, не велела мять.

(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)

Упражнение 27. Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. «Шифровка» Детям загадывают загадки; ученики отгадывают и выделяют голосом каждый звук слова-отгадки; обозначают звуки точками в тетради. (Загадки)

Упражнение 28. Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. «Найди картинку» Детям предлагается отобрать и назвать картинки, в названии которых звуки (с) и (ш) в середине. Подобрать к словам слова-признаки, записать. (Предметные картинки)

Упражнение 29. Цель: развитие слогового анализа и синтеза. «Составь слово из слогов» Детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске, и к этим слогам подобрать слоги из скобок так, чтобы получились слова; записать получившиеся слова.

Упражнение 30. Цель: научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.

(р) (л)

Лаборанты работают в лаборатории

Ворон Карлсону оторвал карман,

Карлсон завел моторчик и пропал.

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

(Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у обучающихся второго класса »

Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у учащихся второго класса.

(14 учебных недель)


Пояснения: т. к. в ходе работы мною было выявлено, что ошибки языкового анализа и синтеза являются наиболее распространёнными, в программу были включены упражнения по трём направлениям: развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза и фонематического анализа и синтеза. А также упражнения на развитие дикции и правильности звукопроизношения, развития артикуляционной моторики. При составлении пособия использовались конспекты занятий для логопедов Е.В. Мазановой, Л. Н. Ефименковой, О. В. Елецкой.

На каждое упражнение затрачивается от 5 до 10 минут. Если учитель решает включить непосредственно учебный материал в игру или упражнение время увеличивается. Детям, нуждающимся в логопедической поддержке, учитель оказывает помощь в выполнении заданий: читает текст, если нужно укорачивает инструкцию, корректирует ошибки произношения, помогает в построении устного высказывания и оформлении записи.

Работая над артикуляционной моторикой, включаем в урок скороговорки, чистоговорки так же для развития речи детей. По рекомендации логопеда учитель работает со скороговорками по следующей методике: начинаем работу с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимального чёткого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разметить интонацию.



недели

дня


Содержание


Цель


Оборудование

I.

1

Рассмотри картинку и ответь на вопросы. Кто это? Что обозначает это слово? Что делает ученик? Что обозначает это слово? Повторите оба слова. Прочитайте, что написано в памятке. Рассмотрите другие картинки и составьте по ним предложения из двух и более слов.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Схемы предложений. Сюжетные картинки. Памятка с определением предложения.


2

(а)

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.


- А на нас упал ананас! А на вас?

- А нам на нос- абрикос.


У Капы – пикап.

У пикапа – капот.


Авдей хватал халву ухватом.

Наташа сама нашла лампу на даче.


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


3

«Живые буквы», «Живые слоги»

дети должны найти себе пару, чтобы получился слог или слово. (Можно использовать как, физминутку)


Развитие слогового анализа и синтеза.

Буквы и слоги на карточках у каждого ребёнка.


4

« Хлопки»

Детям предлагается послушать текст, хлопнуть, когда услышат предложение.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Текст.


5

«Назови слово»

«Бросьте кубик, посчитайте количество точек на грани кубика и подберите слово с таким количеством звуков; назовите слово». У детей с дисграфией каточки со словами, они читают подходящие слова.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Кубик. Карточки со словами с различным звуковым составом.

II.

1

(б) (б*)

Бобы у бабы, как баобабы.


Бегемотику – ботинки,

Ботики – бурундучку.


Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.


Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


2

«Выбери нужную картинку»

Детям нужно рассмотреть картинки, выбрать те, в названиях которых только четыре звука

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Картинки со словарными словами и предметные картинки.


3

«Составь предложение» Придумать предложение на тему «Зима», соответствующее данной схеме. Дети могут использовать слова, записанные учителем на доске (горка, мальчик, снег, с, на, катался, лепил, снежная, сугробы, лыжи).


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Схема предложения. Слова.


4

«Найди место точке»

Детям нужно найти границы предложений и расставить точки, после выполнения задания ученики читают свои предложения, отделяя их друг от друга паузой. Озаглавливают текст.






Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Карточки с текстом, состоящим из предложений без точек.


5

«Сосчитай-ка»

Детям нужно послушать предложение, определить количество слов, поднять нужную цифру, составить своё предложение из четырёх слов по предметной картинке.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Набор цифр. Предметные картинки с детёнышами животных.

III.

1

(б) (л)

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.


Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.


Камбала болтала без умолку

о белых бакланах и больших баклажанах.


Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


2

«Сыщики»

Детям предлагается рассмотреть картинки, найти на них предметы, в названии которых есть звук (л); назвать их и устно составить предложения.


Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.

Сюжетные картинки.


3

«Вставь пропущенное слово»

Детям предлагается послушать предложения и вставить пропущенное слово «на» или «с», затем посчитать количество слов в предложениях и поднять соответствующую цифру; добавить в схему, изображенную на доске, недостающий элемент (слово).


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Схемы предложений.

Карточки с цифрами.


4

«Дирижёры»

Детям предлагается послушать слова, (можно взять словарные различной слоговой структуры) произнести слова по слогам, сопровождая произнесение движением руки справа налево и слева направо.







Развитие слогового анализа и синтеза.

Слова.


5

«Весёлые гласные»

Детям предлагается послушать слова, слоги, выделить гласный звук и поднять букву, соответствующую гласному звуку слова, слога.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Набор букв обозначающих гласные звуки о, у, а.

IV.

1

«Музыкант»

Детям предлагается послушать слова, отхлопать слово по слогам.



Развитие слогового анализа и синтеза.

Слова.


2

(б) (п)

Бык тупогуб, у быка губа тупа.


Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.


Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов била бой!


Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


3

«Шифровщик»

Составление слова путём выделения первых звуков и синтеза их в слова.

КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ=КОТ


Развитие слогового анализа и синтеза

Цепочки слов.


4

«Подбери слово»

Детям предлагается послушать предложения и рассмотреть картинки; выбрать из ряда картинок только картинку со звуком (п), (б), (в), назвать её и произнести предложение целиком.


Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.

Предметные картинки, предложения.


5

«Разложи товар по витринам» Детям предлагается «разложить товар по витринам». В первую «витрину» положить картинки, в названии которых звук (о) в начале слова, во вторую звук (о) в середине слова.


Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза

Предметные картинки, два альбомных листа (витрины).

V.

1

«Шифровка»

Детям предлагается послушать слова и записать только ту букву, с которой начинается (заканчивается) слово.


Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза

Слова.


2

«Назови слово»

Детям предлагается вспомнить и назвать слова, в которых звук (л) в начале слова. Затем назвать эти слова во множественном числе.

Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза



3

(л) (л*)

Наш Полкан из Байкала лакал,

Лакал Полкан, да не мелел Байкал.


Мы ели, ели, ели

Ершей у ели…

Их еле-еле у ели доели.


Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили ли лилию. Видели ли Лидию.


Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


4

«Сосчитай-ка»

Детям предлагается послушать слова, посчитать количество слогов и звуков в слове; затем сравнить с теми же словами, записанными на доске; записать эти слова в тетрадь, изменить первую букву и рядом написать новое слово.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Слова.


5

«Выбери предложение, сделай его короче»

Детям предлагается рассмотреть схему предложения, прочитать предложение, выбрать их предложений только то, которое соответствует данной схеме; записать предложение в тетради и устно изменить предложение так, чтобы в нем было меньше слов.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

Карточки с предложениями и со схемами предложений.

VI.

1

«Предложение с предлогом»

Детям предлагается послушать предложение, посчитать количество слов; назвать третье слово; составить схему предложений; вставить между третьими и четвертыми словами другое (маленькое) слово. Показать это на схеме.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

Карточки с предложениями и со схемами предложений


2

(л) (м)

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.


На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?


Петя был мал и мяту мял.

Увидела мать, не велела мять.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


3

«Шифровка»

Детям загадывают загадки; ученики отгадывают и выделяют голосом каждый звук слова-отгадки; обозначают звуки точками в тетради.



Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.

Загадки


4

«Найди картинку»

Детям предлагается отобрать и назвать картинки, в названии которых звуки (с) и (ш) в середине. Подобрать к словам слова-признаки, записать.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Предметные картинки


5

«Составь слово из слогов»

Детям предлагается прочитать слоги, записанные на доске, и к этим слогам подобрать слоги из скобок так, чтобы получились слова; записать получившиеся слова.


Развитие слогового анализа и синтеза.

Слоги

VII.

1

(р) (л)

Лаборанты работают в лаборатории


Ворон Карлсону оторвал карман,

Карлсон завел моторчик и пропал.


Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису

Угостил ирисом.


Научиться правильному и чёткому произношению звуков.

Развитие артикуляционной моторики.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


2

«Залатай слова»

Детям предлагается рассмотреть картинки, назвать и определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Затем списать эти слова, вставляя пропущенные буквы.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Предметные картинки.


3

«Придумай слово»

Детям предлагается прочитать слова, записанные на доске; присоединить букву «с» к данным словам; прочитать получившиеся слова; записать их, проговаривая каждый звук (с-дал, нёс; с-тук, мех; с-мыл, мел).





Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Слова.


4

«Подбери слово»

Детям предлагается придумать слово, которое начинается со звука (п), а после него звук (а); посчитать количество слогов и звуков в слове, записать слова.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Слова.


5

«Спустись по лесенке»

Детям предлагают «спустится по лесенке»: придумать по три слова, начинающихся со слогов «са» или «ма». Первые слова должны состоять из двух слогов, а остальные из большего числа слогов; слова произнести по слогам.


Развитие слогового анализа и синтеза

Лесенки.

VIII

1

(з) (р)

Пошёл спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзинку Назар.


Зимним утром от мороза

На заре трещат берёзы.


Верзила – динозавр дерзил зря.


Гроза грозна, грозна гроза.


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.



Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


2

«Подбери слова»

Детям необходимо подобрать на каждую букву определённые слова. Слова записываются на доске в определённой последовательности: сначала слова из трёх букв, затем из четырёх и т.д. до самого длинного. Со словами из четырёх и пяти букв нужно составить и записать предложения с таким же количеством слов.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Разные буквы


3

«Весёлый счёт»

Детям необходимо определить место слова в предложении (какое по счёту), записать следующее за ним.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

Предложения.


4

«Путаница»

Соединив слоги по линиям можно прочитать пословицу, поговорку, загадку. Записать слова по памяти.





Развитие слогового анализа и синтеза

Слоги.


5

« Найди сходства»

Детям необходимо найти общий звук в словах. Какие звуки в этих словах одинаковые? (луна – стол)


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Слова.

IX.

1

«Конструктор»

Детям предлагается составить слова (работа в парах) из букв, представленных в виде конструктора. Буквы в виде пазла. Записать объяснить значение.



Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Буквы.


2

«Молчанка»

Учитель молча показывает картинку, а ученики поднимают цифру, соответствующую

Количеству букв, звуков, слогов.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Набор цифр. Картинки.


3

(з) (с)

Зимой поле белое, замёрзлое – заледенелое.


Лизкина киска лизнула Лизку.


Стрекоза застрекотала стрёкотом

и стремглав задала стрекоча.


На лозе оса, а в лозе коза.


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.


Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


4

«Выдели ударный слог»

Детям произносят слова; ученики слушают, повторяют, выделяют голосом сначала ударный слог, потом ударный гласный; чертят слоговые схемы слов, надписывая гласные над соответствующими слогами; ставят ударение.


Развитие слогового анализа и синтеза

Слова.


5

«Кто как передвигается?»

На доске картинки с изображением лягушки, черепахи, рыбы, птицы, собаки. Дети называют картинки, отвечают, как передвигается каждый из животных (слова, действия), анализируется каждое слово и предложение. Записывается.






Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Картинки.

X.

1

«Города»

. Перед детьми политическая карта мира (у каждого на парте), на которой выделены государства (Россия, Япония, Франция, США, Индия, Италия). Детям необходимо найти по наводящим вопросам нужное государство, например:

1.Название этой страны состоит из

6-и букв, в середине двойная согласная «с» (Россия).

2.В названии этой страны первая и последняя буквы одинаковые (Япония) и т.д.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Политическая карта мира (по количеству всех учеников или можно провести работу в парах)


2

(к) (р)

На рынке Кирилл

Красивую крынку и кружку купил.


Клара-краля кралась к Ларе.


Дал Макар Роману карамель,

А Роман Макару-карандаш.


Курьера курьер обгоняет в карьер


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.



Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


3

«Денежная единица»

Учитель называет денежные единицы некоторых стран, потом записывает их на доске, затем проверяет, как ученикам удалось определить звукобуквенный состав этих слов. Постарайтесь с одного прослушивания определить из каких звуков состоят эти слова. В России денежная единица- рубль, в США - доллар, в Англии - фунт, в Японии - йена, в Швеции- крона, в Германии-марка, во Франции - франк. Проверим: а) прочитайте слово, начинающееся с «й»; б) прочитайте слово с удвоенной согласной (доллар), назовите эту согласную;

в) прочитайте слово с мягкой согласной в конце (рубль) и т.д.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Названия денежных единиц.


4

«Отгадай загадку»

Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы по звуковому составу слов- отгадок.



Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Тексты загадок.


5

«Пантомима»

Детям необходимо по выражению лица определить состояние человека (предлагаются картинки). Слова отвечают на вопросы: какой?, что делают? Производится звуковой анализ слов.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Картинки. Можно сделать «живые» картинки из учеников в классе.

XI.

1

(п) (л)

Лилипут на плоту ловил плотву.


Пеликан с пеленок пленен плеском волн.


На плато полно палаток.




У Капки из липки палка

На палке - липкая пакля.

Падала пакля с палки,

Капали с палки капли

Капли лапки испачкали Капке.


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.



Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


2

«У кого какая игрушка»

Детям необходимо по подсказке учителя определить, какие игрушки дети получили в подарок. Какие же игрушки получили дети в подарок? Найдите их на глобусе. В названии этой игрушки первый звук «мь» (медведь). В названии этой игрушки три слога (машина). В названии этой игрушки пять звуков (кукла). Анализ звукового состава слова проводится по вопросам: сколько звуков в слове, какой звук перед, после, какой звук первый и последний и т.д.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Глобус с картинками игрушек.


3

«Забавный текст»

Детям необходимо выделить предложение из текста с определенным количеством слов.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Текст. (Можно взять текст рабочего упражнения)


4

«Отгадай предложение»

Детям необходимо выделить первый слог в названии картинок и записать его. Объединить слоги в слово, предложение и прочитать полученное.



Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Картинки.


5

«Ребусы» Детям предлагаются ребусы для отгадывания. Получившиеся слова записываем в тетрадь, находим самое большое по звуковому составу и самое маленькое.

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Ребусы.

XII.

1

(ж) (з)

Змея шипит, а жук жужжит.


Все клёны стали рыжие,

И не один не дразнится,

Раз всё равно все рыжие

Кому какая разница?


В луже по средине рощи

Есть у жаб своя жилплощадь.

Здесь живёт ещё жилец.-

Водяной жук плавунец.


Ветер ёлками шумит,

Ёжик наш домой бежит.


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.



Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


2

«Живые буквы», «Живые слоги» дети должны найти себе пару, чтобы получился слог или слово. (Можно использовать как, физминутку)


Развитие слогового анализа и синтеза.

Буквы и слоги на карточках у каждого ребёнка.


3

«Весёлый счёт»

Детям необходимо определить место слова в предложении (какое по счёту), записать следующее за ним.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

Предложения.


4

«Предложение с предлогом»

Детям предлагается послушать предложение, посчитать количество слов; назвать третье слово; составить схему предложений; вставить между третьими и четвертыми словами другое (маленькое) слово. Показать это на схеме.

Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

Карточки с предложениями и со схемами предложений


5

« Хлопки»

Детям предлагается послушать текст, хлопнуть, когда услышат предложение. Записать по памяти предложение, состоящее из четырёх слов.


Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза

Текст.

XIII

1

«Молчанка»

Учитель молча показывает картинку, а ученики поднимают цифру, соответствующую

Количеству букв, звуков, слогов.

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Набор цифр. Картинки.


2

(ф) (р)

Форменная реформа формы.


Фёкла в фартуке свёклой позавтракала.

Федор в берете краба съел на обеде.


У Марфы нет - арфы,

У Глафиры – кефира.



Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.



Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


3

«Назови слово»

«Бросьте кубик, посчитайте количество точек на грани кубика и подберите слово с таким количеством звуков; назовите слово». У детей с дисграфией каточки со словами, они читают подходящие слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Кубик. Карточки со словами с различным звуковым составом.


4

«Конструктор»

Детям предлагается составить слова (работа в парах) из букв, представленных в виде конструктора. Буквы в виде пазла. Записать объяснить значение.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Буквы.


5

«Подбери слова»

Детям необходимо подобрать на каждую букву определённые слова. Слова записываются на доске в определённой последовательности: сначала слова из трёх букв, затем из четырёх и т.д. до самого длинного. Со словами из четырёх и пяти букв нужно составить и записать предложения с таким же количеством слов.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Разные буквы.

XIV

1

«Выбери предложение, сделай его короче»

Детям предлагается рассмотреть схему предложения, прочитать предложение, выбрать их предложений только то, которое соответствует данной схеме; записать предложение в тетради и устно изменить предложение так, чтобы в нем было меньше слов.






Развитие лексико – синтаксического анализа и синтеза.

Карточки с предложениями и со схемами предложений.


2

(у)

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.


Пудель пуделя потчевал пудингом.


Уголёк в уголок принеси.

В уголке уголёк погаси.


Сух сук нёс барсук.


Развитие артикуляционной моторики.

Научиться правильному и чёткому произношению звуков.



Карточки со скороговорками Е.В.Лаптева «600 упражнений для развития дикции»


3

«Дирижёры»

Детям предлагается послушать слова, (можно взять словарные различной слоговой структуры) произнести слова по слогам, сопровождая произнесение движением руки справа налево и слева направо.


Развитие слогового анализа и синтеза.

Слова.


4

«Назови слово»

Детям предлагается назвать животных, растения, посуду, в названии которых есть заданный звук и определить его местонахождение в слове.


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза



5

«Эрудит»

Детям предлагается зачитать текст с описанием слова – загадки. Послушать его в чтении учителя и (попытаться отгадать) затем проводится звуковой анализ.

Например: «Первое слово греческое. Его мы используем вместо слова «бессмыслица» (абракадабра).

Какие гласные в этом слове (все гласные «А»)? второе слово итальянское. Так мы называем артистку балета (балерина). Назовите гласные буквы этого слова. Следующее слово греческое, оно обозначает среднюю школу (гимназия). Какие слова начинаются со звука «Г» и т. д.»


Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Карточки с описанием слова – загадки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Тифлова Алёна Дмитриевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241489

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства