Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Дифференциация букв ж-ш"»
Дата________ № Занятия______
Класс_______ Группа_________
Тема: Звуки [ш], [ж]
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [ш], [ж].
Планируемые результаты
Предметные: научить дифференцировать звуки [ш], [ж]; усвоить притяжательные местоимения -мой, -моя в сочетании с существительными; развивать мелкую моторику рук.
Личностные: формирование правильного поведения на уроке, умения взаимодействовать в рамках занятия.
Оборудование: изображение букв, символы звуков, картинки на ассоциацию со звуком, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Этап урока Деятельность учителя
1.Организационный момент. Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Артикуляционная гимнастика.
2.Актуализация опорных знаний • Игра с мячом «Назови одним словом» (сапоги, туфли -обувь; ложка, чашка
— ...).
3. Сообщение темы урока. Посмотрите, кто сегодня будет присутствовать нас на занятии? Кто это такие? Какие звуки издают эти существа?
4.Основная часть. Логопед дает сравнительную характеристику звуков [ш] и [ж]: — Звук [ш] (шипит гусь) — глухой, согласный; звук [ж] (жужжит жук) — звонкий, согласный. При произношении звука [ш] — губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает; при произношении звука [ж] губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает.
• «Колокольчик — барабан».
Дети показывают «колокольчик», услышав звонкий звук [ж], и «барабан», услышав глухой звук [ш] среди других звуков: ж-м-н-Ш'д'Ж'Ш...; словах: жаба, шарик, ужин, гаражи, шуба, машина, желуди...
• « Чистоговорки». Дети повторяют:
ша-жа — очень каша хороша жи-ши — тут гуляют малыши шу-жу - - я на
улицу гляжу жу-шу — я флажком машу
Рядом с «колокольчиком» дети раскладывают картинки со звуком [ж], рядом с «барабаном» — [ш]: жук, ножи, жираф, шапка, шуба, груша, пирожок, желуди, кошка, мышка, машина
• «Звук убежал».
К началу слова добавить [ж] или [ш] и назвать слово: ..апка, ..уки, ..уба, ..кола,
..урнал, ..ар, ..аба, ..арф... .
• «Доскажи словечко».
Дети рассматривают сюжетную картинку «В лесу». Логопед предлагает досказать словечко со звуком [ш] или [ж]:
Пошли в лес ... Женя, Сережа, Алеша, Даша. С ними побежал ... Шарик. Женя в лесу собирал ... шишки, Сережа ... желуди, Даша ... ромашки, а Алеша нашел большого ... жука. Вдруг залаял Шарик, потому что под кустом увидел... ежика. Ежик испугался, свернулся в клубочек. Ребята еще немного погуляли и пошли домой.
4. Физкультминутка
«Дружба» (пальчиковая гимнастика)
Дружат в нашей группе Пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять — Пальцы с мизинчика пооч
Начинаем мы считать. редко соединяют друг
Раз, два, три, четыре, пять — с другом.
Руки вниз, встряхивают
Мы закончили считать. кистями.
5. Дидактическая игра «Букет»
Каждый ребенок ставит в вазу цветок и говорит:
— Это мой мак, это моя роза, это мой василек, это моя гвоздика и т.д.
6. Работа в тетради
5.Подведение итогов. С какими звуками мы сегодня работали? В каких словах есть звук Ш? в каких словах был звук Ж?
6. Рефлексия. Как вы справились с заданиями? Какое задание самое интересное? Какое задание самое трудное? Кто красивее всех говорил на уроке?