-упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
-учить выделять голосом ударный звук;
-совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова
- упражнять в умении составлять предложения из трех, четырех слов;
- развивать общую, мелкую моторику
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
Оборудование: зеркала, схема символов произношения звуков [с]-[ш], шарики «Марблс», разноцветные фишки двух размеров, предметные картинки на звуки[с]-[ш], игрушка собака, магнитная демонстрационная доска.
1.Организационный момент
А)- Как мы должны говорить на занятии?
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, и в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим!
Б)Артикуляционная гимнастика.
–А чтобы говорить правильно что нужно делать? (Зарядку для язычка)
1. Забрчик -трубочка.
2.Часики.
3.Лошадка.
4. Почистить зубки (сначала верхние, затем нижние зубы).
2. Введение в тему
Возьмите баночки с шариками «Марблс».
-Отложите столько шариков, сколько звуков в слове сок? Назовите первый звук?
-Отложите столько шариков, сколько звуков в слове шуба? Назовите первый звук?
- Какие звуки выделили в словах? [с] – [ш]
Логопед прикрепляет буквы к доске.
3.Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах и словах.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать меня, своих товарищей и не выкрикивать).
4.Основная часть.
1.Уточнение и сравнение артикуляционных и акустических признаков [с][ш]. Характеристика звуков.
(Работа с зеркалом)
- Давайте я произнесу звук [с], послушайте, он похож, на песенку водички с – с – с (так течет вода, так работает насос)
- Возьмите зеркало, произнесите звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язычок (за нижними зубками), дует «холодный ветерок», звук [с] – согласный, глухой.
- А теперь послушайте я произнесу звук [ш], так шипит змея, или сдувается шарик, или сдувается колесо у машины
- Возьмите зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язычок (за верхними зубками), дует «теплый ветерок», звук [ш] – согласный, глухой.
Вывод: Если произносим звук [ш] где находится язычок, вверху, если
произносим звук [с] язычок, внизу.
2.Дифференциация звуков [с]-[ш] на слух и в произношении
А)Дифференциация изолированных звуков[с-][ш]
-Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:
↑↓↓↑↑↓↑↑↓↓↑↓↑
Б)Дифференциация изолированных звуков[с][ш] в слогах.
Игра «Эхо»
-Повторите слоги, как эхо.
Са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо
Ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш
Ши-ши-сы ыш-ыш-ыс
В) Дифференциация изолированных звуков[с]-[ш] в словах
Игра «Наоборот»
-Замени звук [c] на [ш].
Сок-… басня-… миска-… нас-…
Сутки-… каска-… усы-…. вас-…
Г) выделение звуков из[с]-[ш] из состава слова.
-Ребята, а у нас еще один гость. Это собака Стеша. И однажды она попала в магазин игрушек, и так разыгралась,что все игрушки с полок попадали на пол. Стеша очень расстроилась, т.к. сложить игрушки обратно у нее не получалось, потому что есть одно правило: на одну полку игрушки со звуком [с], а на другую — со звуком [ш].Давайте ей поможем. Картинки с игрушками лежат у вас на столе. У нас есть подсказка… Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догадались? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?
Дети выставляют картинки на магнитную доску.
3.Физминутка.
А)Пальчиковая гимнастика : «Шарик»
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произноситься звук [c] и одновременно пальцы округляются. Изображая шар. Затем произноситься звук [Ш]- пальцы принимают исходное положение.
Б)Выполнять движения с речевым сопровождением
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы ладошки опускаем -
Отдыхаем, отдыхаем.
4. Дифференциация изолированных звуков[с]-[ш] в предложении. Формирование грамматического строя речи.
-Однажды Стеша встретила доброго старого волшебника, который нечаянно в одной книге запутал слова в предложениях. Он так расстроился, но к сожалению исправить ошибки самому у него не получалось. И он попросил сделать это Стешу. Давайте подскажем Стеше, как надо исправить ошибки. Послушайте предложения.
Сыр съел мышку.
Ландыши нашли Соню.
На сарафан вешают вешалку.
Рисунок рисует Пашу.
Девочка ест кашей.
5. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с загадками.
-А еще Стеша подготовила вам загадки.
У порога плачет, коготочки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)
-Какой звук в слове кошка [с] – [ш] ?
-А как ласково мы назовем кошку?
-Кошечка.
-Давайте определим сколько слогов в этом слове и выложим схему этого слова из раноцветных фишек?
Дети выкладывают схему из кружков.
-Сколько слогов в этом слове, какой ударный слог?
-[Ко]-первый, и поэтому его выделили большой фишкой.
-А вот еще одна загадка:
Кто гуляет по двору, забираясь в конуру
Большая забияка, грозная ….(Собака)
То же самое со словом «Собака»
6. Составление предложений.
-Ребята, составьте предложения из данных слов — отгадок: Собака, Кошка.
Дети составляют предложения.
5. Итог занятия:
-Послушайте как звучит слово Стеша, Почему собака по имени Стеша пришла к вам в гости?
-Покажите, как вы научились произносить звуки [с]и[ш].
Дети произносят за логопедом слова: сынишка, пастушок, послушный, поспешить, смешить.