IIЗакрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
– Давайте вспомним правило красивой речи.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Артикуляционная гимнастика
А для этого выполним зарядку для язычка.
Язычок гулять собрался;
Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, (движение языка через зубы)
На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)
На лошадке в лес умчался.
Задание №1
Дидактическое упражнение:
«Перед-после»
– Назовите какое сейчас время года?
– Какое время года будет после осени?
– Какое время года было перед осенью?
– Какое время года будет после зимы?
IIIОсновная часть
Задание №2 Знакомство со звуком О.
– Давайте позовём осень
– С какого звука начинается слово осень?
Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
Ослик, Остров, Облако, Осы
Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.
Характеристика звука О
– Возьмите зеркала и произнесите звук О.
– Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (показ символа звука О)
Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.
Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.
Задание №3 «Поймай звук О»
– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки кода услышите звук О.
Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки. ОК – О, К ОП – О,П ОМ – О,М ОТ – О,Т МО – М,О ПО – П,О ТО – Т,О КО – К,О Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК О,П – ОП О,Т – ОТ О,М – ОМ К,О – КО П,О – ПО Т,О –ТО М,О – МО
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
Задание №4«Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Окунь – звук [о] слышен в начале слова
Морж – звук [о] слышен в середине слова.
Колобок – звук [о] слышен в середине слова.
Зонтик – звук [о] слышен в середине слова
Молоко – звук [о] слышен в конце слова.
Ослик – звук [о] слышен в начале слова.
Роза – звук [о] слышен в середине слова
Котик – звук [о] слышен в середине слова.
Гнездо – звук [о] слышен в конце слова
Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].
А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О.
Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).
Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).
Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).
Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).
Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам сказку об этих героях.
Пальчиковая гимнастика.
(Дети катают в руках массажные шарики). Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы сейчас подружим Маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно). 1,2,3,4,5 Мы закончили играть.
Логопед: Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о]слышится.
Не далеко, а около
Катилось О и окало.
Отчетливо звук [о]в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].
Потренируйтесь различать звуки [о]и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].
Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].
Овчарка (рис. 9). Звук [о]не слышен.
Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.
Колли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о].
Гончая (рис. 12). Звук [о]есть.
Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], только [а].
Такса (рис. 17). Слышен только звук [а].
Мопс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о].
Изображение буквы О. На что она похожа? Как вы думаете, почему ослик сказал
Здравствуй, буква-мячик!
Почему не скачешь?
О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).
Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят буквуО.
В старом дереве дупло
Ну совсем как букваО.
О– как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Г. Виеру
Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на буквуО. Приведите свои примеры.
А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.
Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:
Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).
Отличаются печатные и письменные буквы формой.
Печатные буквы круглые:
А вот письменная буква имеет форму овала:
Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.
Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.
Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается
Пальчиковая гимнастика
«Ладошка – это солнышко». Ладошка – это солнышко, Водить указательным пальцем правой А пальчики – лучи. руки по ладони левой, затем от конца каждого пальца к основанию. Поёт о солнце скворушка, Из пальцев сделать «клювики», О нём кричат грачи. Открывать и закрывать их.
Занимательные факты о букве О.
А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.
Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.
В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.
А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который записывают тоже с буквой О. Н2О – вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.
Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о]очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.
Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как[о], а иногда звучит как [а].
На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.
IVИтог занятия
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.
-Какой это звук- гласный или согласный?
VРефлексия.
– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?
– А кому все легко и быстро удавалось?
– Вы сегодня очень хорошо занимались МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятия.