kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по логопедии на тему :" Звук и буква О"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал предназначен для логопедического занятия в 1 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по логопедии на тему :" Звук и буква О"»

Дата…………. Класс…………………….. Логопедическое занятие на тему «Звук и буква О»

Цель:  познакомить детей с гласным звуком О и буквой О

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений:

  • развивать пространственное представление:

  • фонематический слух, восприятие;

  • упражнять в определении место звука в словах;

  • мелкую моторику;

  • артикуляционный аппарат;

  • зрительное внимания, память, воображение.

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;

  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;

  • учить точно произносить звук О;

  • закрепить характеристику звука О;

  • познакомить с графическим изображением звука О;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;

  • самостоятельность; любознательность;

  • формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;

  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;


Ход занятия:

I Организационный момент:

– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?

– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук А.

Логопед:

Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О!

- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].


(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)

Пальчиковая речевая игра 


II Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

– Давайте вспомним правило красивой речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

А для этого выполним зарядку для язычка.

  • Язычок гулять собрался;

  • Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)

  • Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)

  • Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)

  • Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)

  • Потом выбежал во двор,

  • Перелез через забор, (движение языка через зубы)

  • На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

На лошадке в лес умчался.

Задание №1 

Дидактическое упражнение:

«Перед-после»

– Назовите какое сейчас время года?

– Какое время года будет после осени?

– Какое время года было перед осенью?

– Какое время года будет после зимы?

III Основная часть

 

Задание №2 Знакомство со звуком О.

– Давайте позовём осень

– С какого звука начинается слово осень?

Про­чи­тай­те слова и до­га­дай­тесь, о какой букве се­год­ня пой­дет речь.

Ослик, Остров, Облако, Осы

Ко­неч­но же, это буква О. Се­год­ня на уроке мы по­го­во­рим о звуке и букве О.

 Характеристика звука О

– Возьмите зеркала и произнесите звук О.

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (показ символа звука О)

Про­из­не­си­те звук [о] и по­на­блю­дай­те, что про­ис­хо­дит с вашим ртом. Ваши губы вы­тя­ну­лись в тру­боч­ку; рот сузил­ся; звук про­из­но­сит­ся легко, сво­бод­но и про­хо­дит без пре­град. Его можно тя­нуть, петь. Ни­ка­ких шумов вы не услы­ши­те, по­то­му что об­ра­зу­ет­ся этот звук толь­ко с по­мо­щью го­ло­са. А это зна­чит, что звук – глас­ный.

Чаще всего мы про­из­но­сим этот звук, когда удив­ля­ем­ся или когда нам боль­но. Этот звук по­мо­га­ет вы­ра­жать нам чув­ства и эмо­ции.


 Задание №3 «Поймай звук О»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки кода услышите звук О.

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.


Анализ и синтез слогов.

Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки. ОК – О, К ОП – О,П ОМ – О,М ОТ – О,Т МО – М,О ПО – П,О ТО – Т,О КО – К,О Логопед: А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК О,П – ОП О,Т – ОТ О,М – ОМ К,О – КО П,О – ПО Т,О –ТО М,О – МО


 Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.


Задание №4 «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)


Окунь – звук [о] слы­шен в на­ча­ле слова 

Морж – звук [о] слы­шен в се­ре­дине слова.

Колобок – звук [о] слы­шен в се­ре­дине слова.

Зонтик – звук [о] слы­шен в се­ре­дине слова

Молоко – звук [о] слы­шен в конце слова.

Ослик – звук [о] слы­шен в на­ча­ле слова.

Роза – звук [о] слы­шен в се­ре­дине слова

Котик – звук [о] слы­шен в се­ре­дине слова.

Гнездо – звук [о] слы­шен в конце слова

Логопед: Из этого можно сде­лать вывод, что звук [о] встре­ча­ет­ся в любой части слова – и в на­ча­ле, и в се­ре­дине, и в конце. Но чаще всего в слове бы­ва­ет толь­ко один звук [о].

 А те­перь за­гля­нем в наш ска­зоч­ный музей, в ко­то­ром живут раз­ные герои, а их имена на­чи­на­ют­ся на раз­ные звуки и буквы. Се­год­ня мы узна­ем, чьи имена на­чи­на­ют­ся с буквы О.

Вот Оле Лу­койе с вол­шеб­ным зон­ти­ком (рис. 4).

Осёл из Бре­мен­ских му­зы­кан­тов (рис. 5).

Де­воч­ка Оля, ко­то­рая по­па­ла в Ко­ро­лев­ство кри­вых зер­кал и пре­вра­ти­лась в Яло (рис. 6).

Храб­рый Оло­вян­ный сол­да­тик (рис. 7).

Если вы узна­ли не всех ска­зоч­ных ге­ро­ев и кто-то вам еще не зна­ком, по­про­си­те взрос­лых про­чи­тать вам  сказ­ку об этих ге­ро­ях.

Пальчиковая гимнастика.

(Дети катают в руках массажные шарики). Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы сейчас подружим Маленькие пальчики. (Дети кладут шарики на стол. Соединяют пальцы обеих рук попарно). 1,2,3,4,5 Мы закончили играть.


Логопед: Про­го­во­ри­те ско­ро­го­вор­ку и опре­де­ли­те на слух, сколь­ко зву­ков [о] слы­шит­ся.

Не да­ле­ко, а около

Ка­ти­лось О и окало.

От­чет­ли­во звук [о] в этой ско­ро­го­вор­ке вы про­из­нес­ли толь­ко че­ты­ре раза, но если бы вы рас­смат­ри­ва­ли её гла­за­ми, то уви­де­ли бы в ней целых во­семь букв О. Вот какой хит­рый звук [о]. Он умеет пре­вра­щать­ся в звук [а].

По­тре­ни­руй­тесь раз­ли­чать звуки [о] и [а]. Про­из­не­си­те вслух на­зва­ние по­ро­ды каж­дой со­ба­ки и опре­де­ли­те, в на­зва­ни­ях каких пород слы­шен звук [о].

Болонка (рис. 8). Слы­шен звук [о].

Овчар­ка (рис. 9). Звук [о] не слы­шен.

Спа­ни­ель (рис. 10). Звука [о] в слове не слы­шим.

Колли (рис. 11). Хо­ро­шо слы­шен звук [о].

Гончая (рис. 12). Звук [о] есть.

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], толь­ко [а].

Такса (рис. 17). Слы­шен толь­ко звук [а].

Мопс (рис. 18). Хо­ро­шо слы­шен звук [о].

Изображение буквы О. На что она похожа? Как вы ду­ма­е­те, по­че­му ослик ска­зал

Здрав­ствуй, бук­ва-мя­чик!

По­че­му не ска­чешь?

О – самая круг­лая буква в нашем ал­фа­ви­те (рис. 19).

Если рас­смот­реть пе­чат­ную боль­шую О и ма­лень­кую о, то ста­нет ясно, что они обе круг­лые и от­ли­ча­ют­ся толь­ко раз­ме­ром.

В этой букве нет угла,

От­то­го она круг­ла.

До того она круг­ла,

По­ка­тить­ся бы могла.

Е. Тар­ла­пан

По­про­буй­те отыс­кать букву О в пред­ме­тах, ко­то­рые ви­ди­те.

Обруч, мяч и ко­ле­со

Вам на­пом­нят букву О.

 В ста­ром де­ре­ве дупло

Ну со­всем как буква О.

 О – как обруч, за­хо­чу –

По до­ро­ге по­ка­чу!

 Обруч на арене вспых­нет.

Тигр в огонь от­важ­но прыг­нет.

Г. Виеру

 Во­круг нас очень много круг­лых пред­ме­тов, по­хо­жих на букву О. При­ве­ди­те свои при­ме­ры.

А чтобы букву О лучше за­пом­нить, по­про­буй­те её вы­ле­пить из пла­сти­ли­на или со­ста­вить из ка­ких-ли­бо ма­те­ри­а­лов. Это не труд­но сде­лать, по­то­му что буква ров­ная. Можно её со­ста­вить, на­при­мер, из пу­го­виц, бу­си­нок, из ли­стьев де­ре­вьев. Буква по­лу­чит­ся кра­си­вая. Букву О можно на­ри­со­вать по кле­точ­ка­ми или при­ду­мать из неё за­бав­ный ри­су­нок.

Про­чи­тай­те буквы О и опре­де­ли­те, какие эмо­ции можно вы­ра­зить с её по­мо­щью:

Рас­смот­ри­те пись­мен­ные буквы Оо. Срав­ни­те их с пе­чат­ны­ми (рис. 20).

От­ли­ча­ют­ся пе­чат­ные и пись­мен­ные буквы фор­мой.  

Пе­чат­ные буквы круг­лые:

А вот пись­мен­ная буква имеет форму овала:

Пе­чат­ная буква – это кру­жок, а пись­мен­ная – овал.

По­про­буй­те на­пи­сать букву в тет­ра­ди сами, без оши­бок. Пом­ни­те о пра­виль­ном по­ло­же­нии тет­ра­ди. Её надо по­ло­жить на­клон­но так, чтобы ниж­ний угол был на­прав­лен к се­ре­дине груди. Дер­жи­те пра­виль­но ручку.

По­тре­ни­руй­тесь пи­сать за­глав­ную и строч­ную буквы в тет­ра­ди. И пом­ни­те: чем боль­ше вы пи­ше­те, тем лучше по­лу­ча­ет­ся

Пальчиковая гимнастика

«Ладошка – это солнышко». Ладошка – это солнышко, Водить указательным пальцем правой А пальчики – лучи. руки по ладони левой, затем от конца каждого пальца к основанию. Поёт о солнце скворушка, Из пальцев сделать «клювики», О нём кричат грачи. Открывать и закрывать их.

 Занимательные факты о букве О.

А зна­е­те ли вы, что буква О – одна из самых древ­них? При­ду­ма­ли её еще древ­ние греки. С тех пор её ис­поль­зо­ва­ли в раз­ных ал­фа­ви­тах раз­ных стран. На кла­ви­а­ту­ре вы уви­ди­те ан­глий­скую букву О, ко­то­рая ничем не от­ли­ча­ет­ся от нашей.

Наши древ­ние пред­ки на­зы­ва­ли нашу букву О как «Он», она ука­зы­ва­ла на ка­кое-то лицо.

В ма­те­ма­ти­ке есть цифра, очень по­хо­жая на букву О. Вы, ко­неч­но же, до­га­да­лись, что это ноль.

А вот когда вы под­рас­тё­те, узна­е­те, что в химии есть эле­мент, ко­то­рый за­пи­сы­ва­ют тоже с бук­вой ОН2О – вода, без ко­то­рой ни одно живое су­ще­ство на Земле обой­тись не может.

Есть даже па­мят­ник этой букве (рис. 24). Вот какая она зна­ме­ни­тая. О – самая по­пу­ляр­ная буква в го­ро­де, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся Во­лог­да. Жи­те­ли этого го­ро­да каж­дый звук [о] очень хо­ро­шо про­го­ва­ри­ва­ют. Про это го­во­рят «окают». И в на­зва­нии их го­ро­да буква О встре­ча­ет­ся два раза.

Вот с каким ин­те­рес­ным глас­ным вы се­год­ня по­зна­ко­ми­лись.

Се­год­ня на уроке вы по­зна­ко­ми­лись с бук­вой О, звук ко­то­рой очень любит пря­тать­ся в сло­вах и не все­гда про­из­но­сит­ся как[о], а ино­гда зву­чит как [а].

На уро­ках рус­ско­го языка вы на­учи­тесь воз­вра­щать звук на своё место и пра­виль­но за­пи­сы­вать букву. А пока на­учи­тесь букву О узна­вать, чи­тать и пи­сать.

IV Итог занятия

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

-Какой это звук- гласный или согласный?

 

V Рефлексия.

– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

– А кому все легко и быстро удавалось?

– Вы сегодня очень хорошо занимались МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по логопедии на тему :" Звук и буква О"

Автор: Рыбенко Людмила Александровна

Дата: 26.11.2020

Номер свидетельства: 564569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект занятия по теме:«Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш ]  в словах, предложениях». "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-zh-sh-v-slovakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "157103"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421530678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока на тему "Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков М-Н"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_razlichieniie_optichieski_skhodnykh_bukv_i_akustichiesk"
    ["file_id"] => string(6) "400263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489503607"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "занятие звук и буква у "
    ["seo_title"] => string(24) "zaniatiie-zvuk-i-bukva-u"
    ["file_id"] => string(6) "178903"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424891198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "занятие звук и буква "у" "
    ["seo_title"] => string(26) "zaniatiie-zvuk-i-bukva-u-1"
    ["file_id"] => string(6) "178914"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424892055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Дифференциация звуков и букв К-Г""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_na_temu_differentsiatsiia_zvukov_i_bukv_k_g"
    ["file_id"] => string(6) "585294"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629054051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства