Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Звуки [с], [ш]."»
Дата________ № Занятия______
Класс_______ Группа_________
Тема: Звуки [с], [ш].
Цель: формирование умения дифференцировать звуки [с], [ш].
Планируемые результаты
Предметные: научить различать звуки [с], [ш]; закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, по-, пере-, при-', развивать конструктивные умения и навыки.
Личностные: соблюдение правил поведения на уроке, умение выполнять задания по словесной инструкции.
Оборудование: изображение букв, символы звуков, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Этап урока
Деятельность учителя
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Артикуляционная гимнастика.
2.Актуализация опорных знаний
Игра с мячом «Назови птицу».
Дети перебрасывают друг другу мяч и называют птиц, которых они знают.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поработаем с вами с двумя звуками, это звуки С и Ш.
4.Основная часть.
Знакомство со звуками Логопед объясняет:
- Звук [с] (так течет вода) - - согласный, глухой, твер-. дый. При произношении звука [с] — губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует
«холодный ветерок»; звук [ш]
(так шипит гусь) — согласный, глухой, твердый. При произношении звука [ш] губы округляются, язык поднимается кверху «чашечкой», дует «теплый» ветерок.
«Слушай внимательно».
Дети поднимают руку вверх, услышав звук [ш], и опускают руку вниз, услышав звук [с]: ш-с...; слогов: -са-шу-ис-ош-...; слов: сок, шуба, песок, мыши...
Дети повторяют слогоряд: са-са-ша шу-са-со аш-сы-шо
Дидактическая игра «Кто внимательный?».
Дети должны разложить картинки со звуками [с] и [ш] под изображениями гуся (звук [ш]) и крана с водой (звук [с]): автобус, собака, мишка, сливы, сок, кошка и т.д.
Дидактическая игра «Найди пару».
Логопед дает ребенку картинку (груша) и просит найти на доске картинку из серии «фрукты» (слива): машина — автобус, собака — кошка, шуба — свитер, мишка — слоник, чашка — сковорода, сок — шоколад. По паре слов дети составляют предложения. (Даше подарили слоника и мишку.)
«Загадка и отгадка».
Дети показывают «водичку», если услышали звук [с], и показывают «гуся», если звук [ш]:
Село солнце в камыши, Возле речки ни души. Шевеля едва хвостом Спит в реке усатый ... (сом). В. Степанов
Физкультминутка
«Раз, два...» Раз, два, все вставайте, Три, четыре — приседайте, Пять, шесть — повернись, Семь, восемь — улыбнись, Девять, десять — не зевай. Свое место занимай!
Работа в тетради
5.Подведение итогов.
С какими звуками мы сегодня работали? В каких словах был звук С? В каких словах был звук Ш?
6. Рефлексия.
Как вы справились с заданиями? Какое задание самое интересное? Какое задание самое трудное? Кто красивее всех говорил на уроке?
Дата________ № Занятия______
Класс_______ Группа_________
Тема: Звуки [с], [ш].
Цель: формирование умения дифференцировать звуки [с], [ш].
Планируемые результаты
Предметные: научить различать звуки [с], [ш]; закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, по-, пере-, при-', развивать конструктивные умения и навыки.
Личностные: соблюдение правил поведения на уроке, умение выполнять задания по словесной инструкции.
Оборудование: изображение букв, символы звуков, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход занятия:1. Организационный момент
• Игра с мячом «Закончи слово» (со-ловей, во-рона, дятел у жу-равлъ...).
Артикуляционная гимнастика
Звуки [с], [ш]
Логопед дает сравнительную характеристику звуков: - Звук [с] (течет вода) - - согласный, глухой; звук [ш] (шипит гусь) — согласный, глухой.
«Вверх — вниз».
У детей карточки со стрелками: ш Щ
Они показывают [т], услышав звук [ш] (язычок вверху), и показывают Щ, услышав [с] (язычок внизу): с-м-с-ш-д-ш-к... сыр, школа, шум, весна, посуда...
«Не ошибись».
Дети должны добавить к слову са или ша, назвать целое слово: ка-.., ли-.., ко-
.., кры-.., коле-.., лап-.. .
« Чистоговорки ». Дети повторяют: ша-ша — у меня лапша са-са — вот идет лиса шу-шу - - я письмо пишу су-су — гуляю я в лесу аш-аш - у меня карандаш ас-ас - - мы пили квас
«Имена».
Дети по рядам придумывают имена мальчиков и девочек со звуками [с] и
[ш].
Повторяют предложения:
У Даши сушки. Паша нашел стеклышки.
У мамы послушный сынишка. Весной ярко светит солнышко. У Маши пушистая кошка. На скамейке сидят старушки.
«Рассказ по картинкам». Логопед говорит:
— Сейчас мы с вами расскажем о том, как Даша и Соня ходили в лес. Вы будете мне помогать, добавлять слова по картинкам:
Даша и Соня пошли в (лес). Там под сосной Даша собирала (шишки). Соня в траве искала (ягоды). Соня и Даша сели отдохнуть на старый большой (пенек). На опушку выскочил пушистый (зайчик). Зайчик трусишка. У него задрожали (ушки). Он убежал в (лес), а Соня и Даша пошли (домой). 4. Физкультминутка
«Лебеди» (см. занятие 7).
5. Что такое плоскостное изображение
По инструкции логопеда дети на листе бумаги выкладывают плоскостные изображения предметов: в середину листа помещают елку, в левый нижний угол пенек, в правый нижний угол — дуб.
• Дидактическая игра «Куда полетела птичка?». По схеме предлога дети перемещают птичку.
Птичка села (на) пенек. Пролетела (над) елкой.
Залетела (за) елку. Вылетела I_I А (из-за) елки. Спряталась (в) гнездо на дубе. Вылетела[(из) гнезда. Полетела ( в) лес.
5.Подведение итогов. С какими звуками мы сегодня работали? В каких словах был звук С? В каких словах был звук Ш?
6. Рефлексия. Как вы справились с заданиями? Какое задание самое интересное? Какое задание самое трудное? Кто красивее всех говорил на уроке?
Дата________ № Занятия______
Класс_______ Группа_________
Тема: Звуки [с], [ш].
Цель: формирование умения дифференцировать звуки [с], [ш].
Планируемые результаты
Предметные: научить различать звуки [с], [ш]; закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, по-, пере-, при-', развивать конструктивные умения и навыки.
Личностные: соблюдение правил поведения на уроке, умение выполнять задания по словесной инструкции.
Оборудование: изображение букв, символы звуков, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Этап урока
Деятельность учителя
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Артикуляционная гимнастика.
2.Актуализация опорных знаний
Игра с мячом «Назови птицу».
Дети перебрасывают друг другу мяч и называют птиц, которых они знают.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поработаем с вами с двумя звуками, это звуки С и Ш.
4.Основная часть.
Знакомство со звуками Логопед объясняет:
- Звук [с] (так течет вода) - - согласный, глухой, твер-. дый. При произношении звука [с] — губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует
«холодный ветерок»; звук [ш]
(так шипит гусь) — согласный, глухой, твердый. При произношении звука [ш] губы округляются, язык поднимается кверху «чашечкой», дует «теплый» ветерок.
«Слушай внимательно».
Дети поднимают руку вверх, услышав звук [ш], и опускают руку вниз, услышав звук [с]: ш-с...; слогов: -са-шу-ис-ош-...; слов: сок, шуба, песок, мыши...
Отгадай загадки, назови звук занятия, который «спрятался» в отгадке.
Голове зимою зябко.
Пригодиться в стужу… (Шапка)
Семьдесят одёжек и все без застёжек? (Капуста)
Среди всех зверей малышка
Эта серенькая… (Мышка)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
3Форма новая у Оли
Ей пора учиться в … (Школе)
Не машет крылом, а летает
Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)
Новенькие шины
У моей … (Машины)
Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Хорошо лежать старушке
На перине и … (Подушке)
Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)
Во дворе у детворы
Разноцветные … (Шары)
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Задание в тетради.
5.Подведение итогов.
С какими звуками мы сегодня работали? В каких словах был звук С? В каких словах был звук Ш?
6. Рефлексия.
Как вы справились с заданиями? Какое задание самое интересное? Какое задание самое трудное? Кто красивее всех говорил на уроке?