Конспект логопедического занятия в 4 классе
Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных».
Учитель-логопед Смирнова Т.Ю.
Цель: закрепить знания учащихся о твёрдых и мягких согласных; правило об обозначении твёрдости и мягкости согласного звука на письме.
Развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки грамотного каллиграфического письма.
Оборудование: памятка на доске, картинки.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ввод в тему.
Сеет дождик в октябре
Лужи на дороге.
В жёлтой кружатся листве
Осени тревоги.
Тучи по небу с утра
Стаями летают.
Дни листки календаря
Октябрю считают.
- Какой сегодня день на листке календаря?
- Назовите его дату.
- Открыли тетради, записали дату.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель сообщает тему урока «Различение твёрдых и мягких согласных» (записана на доске - открыть).
- Какие согласные называются твёрдыми?
- Какие согласные называются мягкими?
- Учитель: «А сейчас я предлагаю вам задание. Я буду произносить слова. Если в слове 1-й звук твёрдый согласный – стукните кулачком по столу, если в слове 1-й звук мягкий согласный – погладьте себя по голове».
Слова: дом, люк, метро, рыба, весна, стол, кот, пальто, лист, ночь, книга, мёд.
- Что влияет на твёрдость и мягкость согласного?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие по городу «Буквограду».
- Какие буквы живут в нём? (гласные и согласные).
- Так что же влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные)
( работа по памятке).
3. Изучение темы урока.
1. Учитель: Итак, какие гласные обозначают твёрдость согласного? (прописывают на 1-ой строчке)
- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (прописывают на 2-ой строчке).
Вывод: Какими парами гласных обозначается твёрдость и мягкость согласных?
(читают на доске и в тетрадях: а-я, у-ю, о-ё, ы-и).
Слайд 4
2. Задание: Допиши слова, добавив букву а или я. Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие – двумя.
Стран…, рыб…, земл…, трав…, мор…, Жен….
Проверка.
Вывод: Какой гласной буквой вы обозначили твёрдую согласную, какой мягкую?
Ещё какими гласными обозначают твёрдую согласную, а какими мягкую?
(по памятке)
Учитель : - А сейчас отдохнём.
4. Физминутка.
Если услышите слово с мягким согласным в начале слова – делаем хлопок . Если услышите слово с твёрдым согласным в начале слова – делаем притоп.
Слова: доска, Люся, лук, берёза, Нюша, туша, лёд, танк.
5. Продолжение изучения темы урока.
- Ребята, скажите, как обозначается на письме мягкость согласного звука на конце слова? Посмотрите на карту Буквограда. (ь знаком)
- Где ещё в слове может ь обозначать мягкость согласного звука? (в середине)
Вывод: Какими буквами обозначается на письме мягкость согласного звука?
(по карте Буквограда)
Вывод: Итак, скажите, что влияет на твёрдость и мягкость согласных? (гласные и буква ь).
Работа над предложением.
Задание: Убежали гласные буквы. Догони их и верни на место. (Л,л)…ба и (П,п)ет… поливали кл…мбу с цв…тами.
- прочитали предложение;
- определили количество слов в предложении;
- определили наличие орфограмм в предложении;
- Вам нужно списать предложение, вставить пропущенные гласные и подчеркнуть согласные перед этими гласными: твёрдые-одной чертой, мягкие-двумя;
- Какие орфограммы вы применили при письме?
(большая буква в начале предложения, в именах ребят; предлог, безударная гласная; точка в конце предложения).
Проверка, + оценки.
Письмо под диктовку. Игра «Огоньки».
Я очень люблю свою Родину .
Уч-ся отмечают красной пастой орфограммы, подчёркивают твёрдые и мягкие согласные.
Проверка в виде опроса (уч-ся спрашивают друг друга).
6. Итог урока.
1. - Сегодня мы учились с вами определять на слух, в произношении твёрдые и мягкие согласные. Я буду называть твёрдые согласные звуки, а вы мягкие:
Т, д, с, г, р, в.
- А теперь наоборот: я мягкие, вы-твёрдые: ть, вь, ль, рь, пь, бь.
2. - Назовите картинки. Какие слова начинаются с твёрдого, а какие с мягкого звука? 3. Молодцы!