Групповое занятие с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное ФНР» во 2 классе. Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.
Групповое занятие с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное ФНР» во 2 классе. Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.
конспект логопедического, группового занятия с детьми, имеющие заключение "Нарушение письма, обусловленное фонетическим недоразвитием речи" во 2 классе. тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки. Цель данного урока- дать понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Занятие состоит из 5 этапов.
1-орг.момент,2-повторение пройденного материала, 3-обьяснение нового материала 3.1.введение понятий "твердые "и "мягкие" звуки,3.2.введение проблемной ситуации и решение, 3.3расселение звуков по домикам в "Городе звуков", 4- закрепление нового материала,4.1. дефференциация согласных звуков в слогах, 4.2. дефференциация в словах,5- итог занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное ФНР» во 2 классе. Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки. »
Конспект логопедического, группового занятия (урока) с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное фонетическим недоразвитием речи» во 2 классе
Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.
учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;
дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: две игрушки робот Кэн и кошечка Китти, пособие «Город звуков», транскрипции звуков, болты и меховые шарики на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
Повторение пройденного материала (тема: «Буквы Я, Ё ,Ю, Е)
(по схемам, использованными на предыдущем занятии).
-Какие гласные буквы обозначают два звука?
-Какие два звука объединяет буква Я? (Ё,Ю,Е?)
-В каких трёх позициях эти буквы обозначаю два звука?
-В какой позиции эти буквы обозначают один звук?
III. Объяснение нового материала.
Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Кэн».
Логопед. Кто к нам пришел?
-Какой он? (железный, твердый…)
-Каким голосом он говорит? (грубым, громким, твёрдым)
Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Китти».
Логопед. Кто это?
-Какая она? (пушистая, мягкая…)
-Каким голосочком она говорит? (нежным, ласковым, мягким)
-Кэн и Китти любят произносить разные звуки:
Кэн: [ к] Китти: [к, ]
[ г] [ г,]
[ х] [ х,]
[т ] [т, ]
[д ] [ д,]
[с ] [с, ]
[з ] [з, ]
[ р] [ р,]
Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (разные).
Те, звуки, которые любит произносить Кэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Китти, называются мягкими, как сама кошечка.
Твёрдые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком, а мягкие согласные - зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твёрдые или мягкие согласные звуки.
Робот произносит звук [ к], дети повторяют вслед за ним.
Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка произносит звук [к, ], дети повторяют за ней.
Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление- напряжение спинки языка на примере других звуков (рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей).
Логопед. Молодцы!!!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твёрдых согласных звуков такого не происходит.
Введение проблемной ситуации и решение.
Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (предположительные ответы детей)
-Обратите внимание на имена наших гостей: Кэн и Китти. Какой первый звук в имени робота? Какой буквой вы его обозначаете?
- Какой первый звук в имени кошечки? Какой буквой вы его обозначаете?
-Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы!!! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть. Что в словах она делает это по очереди: то обозначает твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Давайте расселим наши звуки по домикам. Подумайте, какие звуки могут жить в домике у букв К,Р,Л,М,Н…
Дети расселяют транскрипции парных твердых и мягких согласных звуков в домики к соответствующим буквам в «Городе звуков».
Те звуки, которые живут в домиках парами, называются парными по твердости и мягкости согласными звуками.
Расселение звуков по домикам в «Городе звуков».
Логопед. Есть привередливые звуки, которые не хотят делить свой домик ни с кем. Они живут там в одиночку, без мягкой или твердой пары. Это звуки [ й, ], [ ч, ], [ щ, ], они живут без твердой пары.
-Это мои любимые звуки! – мурлычет Китти, - ведь они всегда мягкие!
Логопед. И звуки [ ж], [ ш], [ ц ] живут без мягкой пары.
Дети расселяют непарные твердые и мягкие согласные звуки по своим домикам в «Городе звуков».
Логопед. Звуки, которые живут в домиках поодиночке, называются непарными по твердости и мягкости согласными буквами.
Остальные звуки мы будем расселять на других занятиях.
IV.Закрепление нового материала.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
Логопед. Кен и Китти хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук,- поднимите болт, если услышите мягкий звук- меховой шарик.