kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповое занятие с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное ФНР» во 2 классе. Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедического, группового занятия с детьми, имеющие заключение "Нарушение письма, обусловленное фонетическим недоразвитием речи" во 2 классе. тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки. Цель данного урока- дать понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Занятие состоит из 5 этапов.

1-орг.момент,2-повторение пройденного материала, 3-обьяснение нового материала 3.1.введение понятий "твердые "и "мягкие" звуки,3.2.введение проблемной ситуации и решение, 3.3расселение звуков по домикам в "Городе звуков", 4- закрепление нового материала,4.1. дефференциация согласных звуков в слогах, 4.2. дефференциация в словах,5- итог занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное ФНР» во 2 классе. Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки. »

Конспект логопедического, группового занятия (урока) с детьми, имеющие заключение «Нарушения письма, обусловленное фонетическим недоразвитием речи» во 2 классе

Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи:

  • развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление;

  • учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;

  • дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: две игрушки робот Кэн и кошечка Китти, пособие «Город звуков», транскрипции звуков, болты и меховые шарики на каждого ребенка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

  1. Повторение пройденного материала (тема: «Буквы Я, Ё ,Ю, Е)

(по схемам, использованными на предыдущем занятии).

-Какие гласные буквы обозначают два звука?

-Какие два звука объединяет буква Я? (Ё,Ю,Е?)

-В каких трёх позициях эти буквы обозначаю два звука?

-В какой позиции эти буквы обозначают один звук?

III. Объяснение нового материала.

  1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.

Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Кэн».

Логопед. Кто к нам пришел?

-Какой он? (железный, твердый…)

-Каким голосом он говорит? (грубым, громким, твёрдым)

Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Китти».

Логопед. Кто это?

-Какая она? (пушистая, мягкая…)

-Каким голосочком она говорит? (нежным, ласковым, мягким)

-Кэн и Китти любят произносить разные звуки:

Кэн: [ к] Китти: [к, ]

[ г] [ г,]

[ х] [ х,]

[т ] [т, ]

[д ] [ д,]

[с ] [с, ]

[з ] [з, ]

[ р] [ р,]

Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (разные).

Те, звуки, которые любит произносить Кэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Китти, называются мягкими, как сама кошечка.

Твёрдые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком, а мягкие согласные - зеленым квадратиком.

Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твёрдые или мягкие согласные звуки.

Робот произносит звук [ к], дети повторяют вслед за ним.

Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.

Кошечка произносит звук [к, ], дети повторяют за ней.

Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.

Аналогично обращается внимание детей на расслабление- напряжение спинки языка на примере других звуков (рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей).

Логопед. Молодцы!!!

Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твёрдых согласных звуков такого не происходит.

  1. Введение проблемной ситуации и решение.

Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (предположительные ответы детей)

-Обратите внимание на имена наших гостей: Кэн и Китти. Какой первый звук в имени робота? Какой буквой вы его обозначаете?

- Какой первый звук в имени кошечки? Какой буквой вы его обозначаете?

-Какой же можно сделать вывод?

Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.

Логопед. Молодцы!!! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть. Что в словах она делает это по очереди: то обозначает твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.

Давайте расселим наши звуки по домикам. Подумайте, какие звуки могут жить в домике у букв К,Р,Л,М,Н…

Дети расселяют транскрипции парных твердых и мягких согласных звуков в домики к соответствующим буквам в «Городе звуков».

Те звуки, которые живут в домиках парами, называются парными по твердости и мягкости согласными звуками.

  1. Расселение звуков по домикам в «Городе звуков».

Логопед. Есть привередливые звуки, которые не хотят делить свой домик ни с кем. Они живут там в одиночку, без мягкой или твердой пары. Это звуки [ й, ], [ ч, ], [ щ, ], они живут без твердой пары.

-Это мои любимые звуки! – мурлычет Китти, - ведь они всегда мягкие!

Логопед. И звуки [ ж], [ ш], [ ц ] живут без мягкой пары.

-А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки!- скандирует робот,- По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!

Дети расселяют непарные твердые и мягкие согласные звуки по своим домикам в «Городе звуков».

Логопед. Звуки, которые живут в домиках поодиночке, называются непарными по твердости и мягкости согласными буквами.

Остальные звуки мы будем расселять на других занятиях.

IV.Закрепление нового материала.

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.

Логопед. Кен и Китти хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук,- поднимите болт, если услышите мягкий звук- меховой шарик.

Кя, ко, гу, ги, ха, хе, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.

Логопед. Я буду произносить слова, а вы подымайте болт, если первый звук в слове твердый, и меховой шарик, если первый звук в слове мягкий.

Кит, конь, хек, гора, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, синь.

Логопед. Молодцы!

V. Итог занятия (урока).

-Какие бывают согласные звуки?

-Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков?

-Может ли одна согласная буква обозначать два звука?

-Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук?

-Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук?

Логопед. Молодцы ребята. Спасибо за занятие.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Медведева Ольга Владимировна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства