Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему « Звук и буква [й]»»
Конспект логопедического занятия на тему « Звук и буква [й]»
Цель: уточнение артикуляции звука [й].
Задачи:
Корекционно-образовательные: продолжать вырабатыватьумение давать характеристику звука [Й]; соотнести графему и фонему; продолжать учить составлять словосочетания; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Й]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка с буквой Й.
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
- Предлагаю отгадать тему урока, послушав и отгадав мои загадки
1)Эту птицу каждый знает.
В теплый край не улетает
Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра
- Просыпайтесь поскорей-
Всех торопит … (воробей)
2)Есть цейлонский, есть зеленый,
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студеный
С наслажденьем выпивай … (чай)
- Какой звук появляется в этих словах? ([й])
Логопед вместе с детьми перед зеркалом делает артикуляционную гимнастику:
Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Й]:
1. - Сделаем упражнение «Горка»: открыли ротик и кончиком языка упираемся в нижние резцы (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
- Молодец.
2. – А сейчас сделаем «Почистим нижние зубки»: широко открыли рот, кончиком языка почистим нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. (10 раз по 3 - 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
3. - Упражнение «Положим широкий язык на губу и отодвинем назад в рот» нижняя челюсть при этом не двигается (под счет до 10).
- Молодцы ребята.
Характеристика звука.
Логопед: - Когда мы произносим звук [Й]:
- В каком положении находятся губы? (растянуты в улыбке);
- А зубы? (их видно);
- Что делает язычок? (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнуты горкой);
- Что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Й]:
- Звук [Й]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и всегда мягкий.
Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Й]? (Буквой Й.) – показывается буква Й.
- На что похожа буква Й? На какую букву? (На букву И, но без верхней палочки)
Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Й] среди других звуков, подними руку:
А, Й, Р, Л, Й, Д, Й, П, И, Й, С.
- Если услышишь, звук [Й] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
РО, АЙ, СУ, УЙ, ФО, ДО, ОЙ, РА, ИС, ИР, ЕЙ, ОШ, ЭЙ.
Физкультминутка – игра «Кузнечики»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Поднимаем плечики, Сели, травушку покушаем,
Прыгайте, кузнечики, Тишину послушаем.
Прыг-скок, прыг-скок. Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Игра «Скажи наоборот»
- Я называю тебе слово, а ты подбираешь противоположное ему (антоним) и называешь, выделяя окончание (звук [Й]), (например: большой – маленький).
Слова:
Грустный - … (веселый), мокрый - … (сухой),
сильный - … (слабый), старый - … (молодой),
высокий - … (низкий), широкий - … (узкий),
длинный - … (короткий), горячий - … (холодный),
больной - … (здоровый), умный - … (глупый).
- Подбери к прилагательным, которые я называла существительные; т.е. составь словосочетания с этими словами и запиши их в тетрадь.
VIII. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Й])