Оборудование: предметные картинки, тексты чистоговорок, загадки.
Ход занятия.
Организационный момент. Отгадайте загадки и картинки откроются (на доске перевёрнутые изображением вниз картинки: змея, коза, зайка).
Молоко её полезно, Мчится без оглядки,
В огород она залезла, Лишь сверкают пятки.
И глядит "во все глаза" – Мчится что есть духу, хвост короче уха.
Длиннорогая ...(коза) Живо угадай—ка, кто же это? … (зайка)
Пузом по земле ползёт,
За собою хвост везёт.
В страхе вся моя семья,
Напугала нас… (змея).
Какой звук повторятся во всех словах-отгадках? (Звук З)
II. Основная часть.
1. Характеристика звука З (согласный, звонкий, твёрдый).
2. Артикуляция звука З (положение языка, губ, зубов, голосовые связки дрожат).
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
3 . Фонетическая зарядка. «Песенка комарика». Помогите комарику долететь до своего домика. Проводите пальчиком по дорожке, произнося его песенку: З-З-З-З…
Комар летит, его песенка звенит. З-З-З…
4. Соотнесение звука и буквы. «На что похожа буква З». Какой буквой на письме будем обозначать звук «З»? На что или на кого похожа буква З?
6. Развитие фонематических представлений, определение позиции звука в слове. Догадайтесь, какое имя у этой девочки, назвав первые буквы нарисованных картинок (замок-ослик-якорь).
/Зоя/.
- Как мы должны написать имя? (с большой буквы)
Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула от окна ... (занавеску), постель свою ... (заправила), сделала утреннюю ... (зарядку), косички ... (заплела), бант ... (завязала), почистила ... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.)А порошок? (Зубной.)Потом Зоя пошла на кухню ... (завтракать).
К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком З.
(Лиза, Аза.)Догадайтесь, что они принесли с собой. Выставляются предметы, игрушки (или картинки).
В слове первый звук м, последний — а. Что это? (Мозаика.)
Первый звук в, последний — а, назовите слово. (Ваза.)Девочки принесли ... (мозаику, вазу, заводного зайку, игрушечный телевизор, зонтик)и еще цветы ... (розы, незабудки, мимозы).
7. Слоговой анализ. Игра «Весёлый поезд». Отправьте предметы (живые/неживые) в путешествие на весёлом поезде. Назовите каждый предмет, определите количество слогов в его названии. В первом вагоне поедет предмет, в названии которого один слог, во втором – два слога, в третьем – три и в четвёртом – четыре слога.
Картинки поезда и пассажиров: змея, медуза, кукуруза, зонт, стрекоза, заяц, фазан, зубр, Золушка, мозаика, Незнайка.
8 Физминутка. Выполняется с движениями по тексту.
Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку. Тронет нос.
Значит, надо не зевать –
Прыгать, бегать и играть.
9. Автоматизация звука З в предложениях. Зайчонок Зая любит фотографироваться. Посмотрите, какие кадры у него получились. Логопед даёт ребёнку по три картинки, используя которые надо придумать, что могло быть в этот момент. Составить предложение по картинкам.
ЗАЯЦ, ВАЗА, РОЗА. Заяц поставил розу в вазу.
Заяц, замок, изба. Заяц закрыл избу на замок.
ЗАЯЦ, ЗАБОР, КОЗА. Заяц за забором увидел козу.
ЗАЯЦ, КУКУРУЗА, РЮКЗАК. Заяц собрал кукурузу в рюкзак.
ЗАЯЦ, ЗООПАРК, ФАЗАН. Заяц в зоопарке увидел фазана.
10. Произношение звука з в чистоговорках. На наборном полотне выставляются картинки (коза, зайка).
Зоя очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистоговорки со словом коза.
За-за-за – у Зои коза-егоза.
Зу-зу-зу – вместе мы пасли козу.
Зы-зы-зы – колокольчик у козы.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – отведём домой козу.
Объяснить значение слова «егоза».
А Лиза любит чистоговорки про зайку. Повторим, их вместе с ней.