Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.
Ход занятия
1. Организационный момент Логопед: - Дети, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход. Лишь гудит машина важно. Что такое? (Пароход)
Логопед: - По каким признакам догадались что пароход? ( По волнам плывет, быстрый, машина гудит) Логопед: - Кто управляет пароходом? (Капитан) Логопед: - Кто ему помогает? ( Матросы) Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук – З – поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук – С – карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.
2. Работа с изолированными звуками
Логопед: - С, Ш, Б, С, П, Х, В, З, П, Т, К, Ф, С, Ж, Г, З, Т, С, П, Д, К, З, М, С. Логопед: - Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать? Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки – з – с Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – с –? (Согласный, глухой, твердый) Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке – з –? Логопед: - Какая разница между звуками? (Звук – с – глухой, а звук – з – звонкий) Логопед: - А чем они похожи? (Оба звука согласные, оба твердые) Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»
3. Дифференциация звуков в слогах
Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его. СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА) СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО) ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ) Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги? (ЗА, ЗО, ЗЫ) Логопед: - Слушаем дальше. ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА) СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО) ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ) Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги? (СА, СО, СЫ) Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком. (ЗА, ЗО, ЗЫ) Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком. (СА, СО, СЫ)
4. Пальчиковая гимнастика
Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения. (звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)
Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль) Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом) Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек) Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)
(музыка усиливается) Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)
5. Дифференциация звуков в словах
Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук – с –. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком – з – (картинки, перепутанные на наборном полотне) Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове. Логопед: - Запомните картинки (картинки закрываются шторкой) Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - . (Сумка, насос, носки, стакан) Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком – з –. (Комбинезон, зонт, рюкзак) Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).
6. Физ. минутка
Логопед: - Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову. Вот на остров мы попали, (шагаем) Мы попали, мы попали. По болоту мы бежали, (бежим на месте) Мы бежали, мы бежали. На скалу мы залезали, (имитация движений) Залезали, залезали. Очень сильно мы устали.
Логопед: - Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.» Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты – лови, Слово со звуком «с» мне назови.
Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты – лови, Слово со звуком «з» мне назови.
7. Работа со слоговым составом слова
Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов. Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану. (автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)
8. Дифференциация звуков в предложении
Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:
Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.
9. Итог занятия
Логопед: -Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии? Вы хорошо работали, молодцы.