Конспект индивидуального логопедического занятия звук [р]( постановочный этап). Предназначен для учителей-логопедов,дефиктологов работающих с детьми с нарушениями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия "Звук [р]"»
Описание работы: конспект индивидуального логопедического занятия звук [р] (постановочный этап). Предназначен для учителей - логопедов, дефектологов, работающих с детьми с нарушениями речи. Программное содержание: 1.Цель: автоматизация звука [р] словах. 2.Образовательные задачи: - расширять знания о звуках языка; - закреплять знания об органах артикуляционного аппарата. 3.Коррекционные задачи: - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха; - развитие артикуляционной моторики; - развитие фонематического восприятия; - закрепление слухового образа звука [р]; - развитие тонкой моторики пальцев рук; - развитие памяти, согласование слов в родительном падеже ед. числа); - координация речи с движением; - продолжать учить согласовывать словосочетания в роде, числе и падеже); - продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные; 4.Воспитательные задачи: - соблюдать правила поведения; - воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции; - налаживать положительный эмоциональный контакт. 5.Оборудование: •Картинки: молоток, топор, пила, рубанок, отвертка, сверло, ножи, дрель, лопата, шило, кисть; •картинки, обозначающие названия артикуляционных упражнений; •индивидуальное зеркало; •воротца, мяч; •зонд для постановки звука р; 6.Литература: Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. – С.-Петербург: Детство пресс, 2010. Воробьева Т. А. Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. – С.-Петербург: ЛИРА, 2006. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкльников – С.-Петербург: Детство пресс, 2010.
Ход занятия
1.Организационный момент. Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь! 2.Основная часть Дыхательная гимнастика: «Загони мяч в ворота». Выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха. Для начала мы покажем, как сильно надо выдыхать. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Улыбочка», «трубочка», «обезьянка – бульдог», «кружок», «толстячки – худышки», «чистим верхние зубы» (с внутренней стороны), «маляр», «лошадка», «грибок». Так же надо хорошо размять и подготовить язычок. Давай покажем щенку, какие упражнения для этого нужно выполнять. Постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью. Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой. Развитие фонематического слуха, закрепление слухового образа звука [р]. Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные инструменты. Помоги ему, подай только те инструменты, в которых есть звук [р]. А щенок тебе поможет. (ребенок отбирает картинки: молоток, топор, пила, рубанок, отвертка, ножи, сверло, лопата, дрель, шило, кисть), в которых есть звук р откладывает в сторону. Постановка звука [р] с механической помощью. Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку, как он это сделал. Д/и «Чего не стало» (развитие памяти, согласование слов в родительном падеже ед. числа). Побежал щенок за машиной по дороге, чтобы и себе купить инструменты в магазине. Решил вспомнить их название. (Логопед выкладывает картинки в ряд, затем убирает по одной). Координация речи с движением. Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты корпусом.) Приседания начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, А теперь на место сели. (Ребенок и логопед садятся.) Постановка звука [р] с механической помощью. Щенок побежал по дороге дальше и оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит. Назови это животное. Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку. Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек. Постановка звука [р] с механической помощью. Рад лев новой клетке и довольно рычит. Продолжать учить согласовывать в роде, числе и падеже. Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. По¬стоял около ... льва, посмотрел на ... лису, увидел ... зайца, остановился рядом с ... оленем, подошел к ... медведю, поду¬мал о ... волке у посмотрел на ...обезьяну. Заключительная часть. Постановка звука [р] с механической помощью. Щенку очень понравилось в зоопарке и он зарычал от радости и удовольствия. Щенок немного устал и решил возвращаться домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается. Налаживание положительных эмоциональных контактов. Что тебе понравилось больше всего?