- уточнение словаря по теме календарно-тематического планирования.
- закреплять произношение звука [Р] в чистом виде, в слогах со стечением «др», «тр», в прямых слогах, словах с данными слогами и предложениях с отработанными словами.
- воспитывать навык самоконтроля за речью.
№ п/п | Этапы занятия | Содержание |
1 | Организационный момент | Здравствуй, … . Как твое настроение? Сегодня на нашем занятии мы будем учиться красиво говорить. |
2 | Объявление темы | Сейчас я тебе прочитаю загадку. Внимательно прослушай и постарайся отгадать, о ком она: За лугами, над водой Хлынул дождик проливной. А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная .... (Радуга) Правильно! Какой первый звук в слове «радуга»? Да, звук «Р»! Значит сегодня вместе с Радугой мы будем учиться красиво проговаривать звук [Р]. |
3 | Сопоставление правильного и неправильного произношения звука | Сейчас вместе произнесём звук [Р]. Посмотри, как я произношу и постарайся повторить. Внимательно следи за своим язычком. (РРР) Я назову слова, когда ты услышишь верное произношение, ударь ручкой по столу. (ладуга, гадуга, фадуга, радуга) |
4 | Развитие мелкой моторики | ПО КТП |
5 | Развитие мимической моторики | Когда светит радуга, какое у нас настроение? (Радостное). Покажи, как ты радуешься. А когда тучки заполнили небо? (Грустное). А когда резко началась гроза? (Испуг). А еще мы всегда удивляемся, когда появляется радуга, ведь это случается нечасто. Покажи, как ты удивляешься. |
6 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Следи за своей осанкой, сядь красиво, пожалуйста. А сейчас давай сделаем упражнения для нашего язычка и губ. (Выполняется с показом карточек для артикуляционной гимнастики) 1. «Улыбка»; «Хоботок»; чередуем «улыбку» и «хоботок»; «Лопаточка»; «Качели”, «Грибочек» (держим 5-10 сек); «Лошадка»; «Маляр»; “Барабан”, “Индюк” 2. Хорошо! Теперь делаем дыхательную гимнастику. 1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем; 2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем; 3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем. Смотри, Радуга начала прятаться за облачка! Давай сдуем облака, чтобы они не скрывали радугу! Не надувай щечки, дуй через трубочку своих губ. (ОБЛАКА И РАДУГА) |
7 | Постановка звука | По подражанию. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор». От опорного. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор». Механич. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь. |
8 | Автоматизация звука в чистом виде | Тебе хочется, чтобы радуга светила часто и долго? Мне тоже! Давай будем вести пальчиком радугу к звуку «Р» и произносить этот звук правильно, и тогда радуга будет показываться нам чаще. (ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА РАДУГА) |
9 | Анализ артикуляции звука | Когда мы произносим звук [Р], в каком положении у нас губы? (Разомкнуты и обнажают зубы). А язычок что делает? (кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, напряжен и вибрирует. Боковые края языка прижаты верхним коренным зубам). Хорошо. Воздушная струя какая: тёплая или холодная? А голосовые связки у нас работают? (Приставляем тыльную сторону ладошки к горлу). Хорошо, молодец. |
10 | Характеристика звука | А теперь дадим характеристику звуку [Р]. Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Правильно, молодец. |
11 | Динамическая пауза | ПО КТП |
12 | Автоматизация звука в слогах (самых доступных) | Давай поиграем! Будем заводить мотор у машины и пробовать его завести разными слогами. Нужно будет добавлять какой-то гласный звук к сочетанию «др». (СХЕМА ДР-А\О..) |
13 | Формирование фонематического слуха | Сейчас, если услышишь, что я произнесла звук [Р], ударь ручкой по столу. [к, с, р, м, о, в, р, ар, су, ру, ры, ша,ва, ро, медведь, рысь, заяц, тигр]. Молодец! |
14 | Автоматизация звука в словах (с отработанными слогами) | Радуга где у нас живет? На небе. Это высоко, значит ей все видно. Давай перечислим, что ей видно. (Дрова, друг, друзья, трава, труба). |
15 | Автоматизация в предложении (с отработанными словами) | Сейчас нужно будет рассказать радуге, как мы старались научиться проговаривать звук «Р». Напишем ей письмо? Ты диктуй, а я буду писать. Дорогая радуга! Мы сегодня проявили старания, усердие, чтобы красиво говорить звук «Р». Научились провожать тебя до звука «Р», красиво говорили слоги «ДРА,ДРО,ДРУ,ДРЫ» и другие, называли слова «дрова, друг, друзья, трава, труба». |
16 | Итог занятия | Радуге очень приятно, что мы так постарались для нее, учились красиво произносить звук «Р». |
17 | Оценивание | Ты отлично потрудился. Молодец! |
18 | Домашнее задание | Артикуляционные упражнения «Улыбка»; «Хоботок»; чередуем «улыбку» и «хоботок»; «Лопаточка»; «Качели”, «Грибочек» (держим 5-10 сек); «Лошадка»; «Маляр»; «Барабан», «Индюк». Разукрашиваем радугу, просим проговаривать цвета со звуком «Р» - красный, оранжевый. |