Оборудование: домик, змейка, картинки с изображением карандаша, малыша, шарфа, лягушки, камыша, кошки, шахмат, шаров, машины,
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные
1. Автоматизировать правильное произношение звука в слогах, в словах, предложениях.
2. Учить точно и полно отвечать на вопросы
3. Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].
II. Коррекционно-развивающие
1. Развивать внимание.
2. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в слогах, словах, предложениях).
3. Учить определению наличия позиции звука [ш] в словах.
Оборудование: картинка «Змейка», картинки для артикуляционной
гимнастики, счетные палочки.
Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.
2. Артикуляционная гимнастика
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – в чашку чай мы наливаем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какой звук чаще встречается в словах:
Шепчет кошке петушок:- Видишь пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:- Шаг шагнешь – и откушу!
- Какой звук в этом стихотворении ты услышал?
-Правильно, звук [Ш], молодец! к нам пришла в гости змейка Шуша.
3.Произношение изолированного звука [Ш].
-Как змейка Шуша шипит? Ш-ш-ш-ш-ш
4.Анализ артикуляции звука [Ш].
- Что делают губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
5.Характеристика звука [Ш] (с элементами мелкой моторики).
- Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:
Звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный);
Почему он согласный?(потому, что встречается преграда)
Какая преграда у звука [Ш]?(зубки, язык);
Звук [ш] звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);
Каким цветом обозначаем? (синим).
-Выложи из спичек большую и маленькую букву Ш ш
-Молодец. Вот мы и вспомнили наш звук, можем отправляться в гости к Шуше. Вот ее домик, но чтобы к нему подойти нужно выбрать правильный путь. Выбери тропинку, которая приведёт тебя к домику. Составь имя змейки. А какое имя нужно составить? (Шуша).
6.Развитие фонематического слуха
- У меня в руках волшебная палочка и я превращаю тебя в поэта. Давай вместе попробуем с сочинить стихотворение.
Я начну, а вы продолжайте:
Ошка-ошка – села кошка у окошка.
Ышка-ышка – побежала в норку мышка.
Ша–ша–ша – поймай-ка, кошечка, мыша
Ошки– ошки – мышка любит крошки
Ша – ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.
Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.
Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.
Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.
7.Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Маша под душем моет шею и уши.
У мишки шишка, шишка у мишки.
9. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Шуша не может отгадать загадки, давай ей поможем? Отгадай загадки:
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
Свет горит, мотор гудит На колёсах шины По дороге лихо мчит Нас в себе ... .(машина)
Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ...(карандаш)
На квадратиках доски
С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. В клетках справа, в клетках слева Короли и королевы. Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться.(шахматы)
Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И как днём всё видит. Часто спит, а после сна Умывается она.(кошка)
Зелёная пружинка В речку прыгает с кувшинки. И как только ей не лень Кувыркаться целый день?(лягушка)
Я умею раздуваться, (только не перестараться!) Я прошу Вас если можно – надувайте осторожно!(шар воздушный)
Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш ...(малыш)
Стоит над водой, Трясет бородой. (камыш)
- Молодец, ты все загадки угадал правильно.
10. Игра «Подскажи словечко». Давай, я буду в читать стихотворение, а ты догадайся, какое слово надо добавить в конце. Пришел домой художник наш, Он взял альбом и (карандаш). Петушок петушок, золотой (гребешок). Миша моется под душем. Моет шею. Моет (уши). Мама просит Машу: Поешь на завтрак (кашу). Села на окошко беленькая (кошка). Вот бежит малышка – серенькая (мышка).
11.. Задание «Соедини слова».
В двух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобы получились верные словосочетания: Лягушка красивая Солнышко зеленая Пташка маленькая Кувшинка ласковое Мошка высокий Камыш быстрая Каштан мелкая 12. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука (Ш) в словах.
-А теперь Шуша просит разложить эти картинки в 3 столбика: в первом столбике буду картинки со звуком [ш] в начале слова, во втором столбике картинки со звуком [ш] в середине слова, и в третьем столбике картинки со звуком [ш] на конце слова.
-Справишься с этим заданием?
13.Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Маша ела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Маша вышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладила шорты.)
Молодец. Давай теперь выбери любые 3 картинки и составь с ними предложение.
(Бабушка связала мне шарф. Мы с родителями поехали на машине в лес. Мама купила мне цветные карандаши ).
12. Итог занятия. Домашнее задание.
- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
- Что было трудным для тебя?
-Какое задание запомнилось больше всего?
-Тебе понравилось играть с Шушей? Пойдем к ней еще в гости? Давай ты к следующему занятию выучишь небольшой стишок со звуком [ш] и расскажешь его Шуше?
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
13. Оценка речевой деятельности .
- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].
- И Шуше тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такой карандаш. Ты молодец!
4. Игра «Посади пассажиров». [Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов, автоматизация звука [ш]].
Педагог помещает на стол «Паровозик Тигренка».
Педагог: А теперь уже знакомая вам игра «Посади пассажиров». Посмотрите на картинки. С нами в путешествие на поезде отправятся только те картинки, в словах названиях которых есть звук [ш].
Дети по очереди берут картинки, произносят слова и определяют, есть ли в словах звук [ш], если есть, то «сажают» картинку на поезд.
Конспект логопедического занятия "Звук Ш"
[/b]
Цель: научить правильно произносить звук Ш.
Коррекционно-развивающие задачи:
* учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления;
* учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов;
* формировать умение находить звук Ш среди других звуков, определять его место в словах;
* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;
* развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Оборудование:зеркала, цветная вата, карты-маршруты, фломастеры, цветные кружочки для составления схемы слов, наборное полотно, цветные карандаши, рисунки для штриховки.
Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Вышли мышки» и четверостишья «Мишутка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет, здороваются и встают около стульчиков.
- Здравствуйте, ребята! Я вам загадаю загадки. Кто отгадает, тот сядет за стол.
Перед зеркалом объясняется артикуляция звука Ш: губы округлены и слегка вытянуты вперёд; широкий язычок наверху, образует «чашечку»; тёплая воздушная струя идёт по центру язычка; горлышко «молчит».
- Ребята, а как вы сегодня добирались в детский сад? (пешком, на машине и т. д.)
- Почтальона не встречали?
- А вот я сегодня утром встретила почтальона и он мне вручил письмо для вас. Но прежде чем мы его прочитаем, необходимо угадать, кто его нам прислал. Для этого отгадайте загадку:
Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу,
Любит рыбу, любит мёд
И в малинник забредёт.
(Медведь)
- Правильно. Письмо от медвежонка Миши.
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас ко мне в гости в страну Звуков. Я очень хочу познакомить вас со своим другом - звуком Ш. Идти придется через волшебный лес, где вас будут ждать разные испытания. Только преодолев их, вы попадёте в страну Звуков. А чтобы вам было легче найти дорогу в лесу, я высылаю вам карты-маршруты. Желаю вам удачи! До встречи!»
- Куда приглашает нас Мишка? Зачем?
Итак, в путь. Перед вами лежат карты-маршруты. Пройденный путь вы будете отмечать фломастером.
5. Поляна с цветной ватой (развитие длительного направленного плавного выдоха).
Вату положить на ладонь, поднести ко рту и сдуть её (дети произносят звук Ш).
Повторить положение языка при произнесении звука Ш
6. Поляна ветров (фонетическое упражнение с физкультпаузой).
Руки - ветви деревьев. Поднимите руки вверх и покачайте ими. (Дети, произнося звук Ш, имитируют шум ветра.) Ветер тихий, сильный.
7. Поляна хлопающих ладошек (дидактическая игра на развитие слухового внимания).
- Я называю слова, а вы, услышав звук Ш, хлопните в ладоши.
Следующее задание: отгадать загадки. Определить место звука Ш в словах-отгадках, деление слов на слоги. Отгадку найти на рисунке.
Дверцы стеклянные,
Бока деревянные.
Книги за стеклом,
Там их дом.
Где они живут?
Как его зовут? (Шкаф)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки,
Белые реснички.
(Ромашки)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт.
(Карандаш)
10. Поляна весёлых мышат (развитие общей моторики, координации речи с движением - физкультминутка).
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час.
(Повороты вправо, влево, пальцы трубочкой перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши)
Мышки дёрнули за гири. (Присели, дёрнули за гири)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте)
11. Поляна «Угадай слово».
Составить слово из звуков, определить количество звуков, слогов, составить схему слов.
Ш,у,м - шум
Ш,у,б,а - шуба
12. Улица чистоговорок (развитие слуховой памяти).
Выучить чистоговорки:
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Ашка-ашка-ашка - летит букашка.
Ошка-ошка-ошка - на полянке кошка.
13. Встреча с Мишкой.
- Вот мы с вами и пришли в страну Звуков. Смотрите, нас встречает Мишка. Давайте подарим ему на память воздушные шарики и стихотворение, которое мы выучили на прошлом занятии.
Мишутка
Я по камушкам пошёл,
Шубку новую нашёл.
Шапка и шубка -
Вот он наш Мишутка.
14. Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-А к кому мы ходили в гости?
- Где живет Мишка?
- С каким звуком мы познакомились?
- Что вам больше всего понравилось в путешествии?
Молодцы, ребята! Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
Тема: «Звук [Ш]»
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную моторику;
- совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
Учитель – логопед: - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:
Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
Учитель - логопед: - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?
Ребенок: - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).
Учитель - логопед: - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.
2. Основная часть:
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Учитель - логопед: - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.
Учитель – логопед: - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.
(Ребенок выполняет).
Учитель- логопед: - Далее упражнение «Вкусное варенье». Нужно широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, как будто слизываешь варенье.
(Ребенок выполняет).
Учитель- логопед: - Следующее упражнение называется «Лошадка». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.
Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.
-Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.
Акустико-артикууционная характеристика (слайд)
-Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?
-Давай дадим характеристику звуку Ш?
-Какой он гласный или согласный?
-Звонкий или глухой?
-Твердый или мягкий?
8. Работа над голосом
Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем : ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).
9. Связь звука с буквой
-какой буквой обозначается звук «Ш» ?
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.
А звук «Ш» услышать и произнести.
10. Развитие мелкой моторики.
Выложи букву ША из счетных палочек.
(Ребенок выполняет).
Учитель – логопед: - Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.
Игра «Не перепутай»:
Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] - опускаешь руки вниз.
Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.
Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).
-Давай вместе со змейкой произнесём слоги.
Ша-ша-ша
Шу-шу-шу
Шо-шо-шо
Ши-ши-ши
(Повторяем 2 раза)
Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).
Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).
Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.
Гимнастика для глаз.
-Какой праздник мы ждем с приходим зимы?
Игра «Определи место звука в слове»:
Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:
-1-ая Звук Ш стоит в начале слова;
-2-ая Звук Ш стоит в середине слова;
-3-я Звук Ш стоит в конце слова.
Игра «Готовим одежду к зиме»:
Учитель – логопед: - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи . Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).
Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:
«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.
Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.
Я положу в шкаф… шубу.
Я положу в шкаф… гамаши.
VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Дополни предложения по картинкам»
-Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.
Учитель – логопед: - Молодец.
3. Заключительная часть:
Учитель – логопед: - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.
Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?
Ребенок: - Да. Понравилось.
Учитель – логопед: - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.