Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха
(Саша, 2 класс)
Диагноз: двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость.
АD - 2 ст. (63 Дб) АD аппарат l раб. с/а=3-4 м l раб. б/а=1,5 м
АS – 2 ст.(67 Дб) l рез. c/а= до 4м l рез. б/а= до 2м
а) Развитие слухового восприятия (1-е занятие)
Текст: «Бобик» (серия сюжетных картинок)
Цель: Учить различать речевые единицы на слух, соотносить речевой материал с картинками, развивать навыки построения самостоятельных устных высказываний, отрабатывать произносительные навыки на речевом материале занятия.
Оборудование: таблички с речевым материалом, серия сюжетных картинок, зеркало.
План
а) Развитие слухового восприятия
1.Работа с текстом:
а) целевая установка;
б) предъявление текста на слух, выкладывание сюжетных картинок к тексту по порядку;
в) беседа по картинкам;
г) предъявление на слух предложений (абзацев) к каждой картинке, выкладывание и чтение учеником предложений из рассыпного текста;
д) игра «Угадай предложение на слух»;
е) различение слов по тексту на слух;
ё) дополнение предложений;
ж) игра «верно-неверно»;
з) беседа по картинкам.
2. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-
обиходного характера на голое ухо (пёстрый материал).
3. Игра с фишками «Составь слово».
4. Итог занятия.
5. Оценивание.
Ход занятия
а) Развитие слухового восприятия
1. Работа с текстом
а) целевая установка
- Сегодня на уроке будешь правильно и хорошо говорить. За каждое выполненное правильно задание будешь получать фишку.
- Сейчас будешь слушать рассказ и выкладывать картинки по порядку.
б) предъявление текста на слух, выкладывание сюжетных картинок к тексту по порядку
Перед учеником лежит серия сюжетных картинок «Бобик». Учитель читает на слух весь текст целиком. Ученик слушает и расставляет картинки по порядку.
1. [Однажды Вова разбил чашку и очень испугался.]
2. [Маме он сказал, что чашку разбила собака.]
3. [Мама веником выгнала собаку на улицу.]
4. [На улице было холодно, и шёл снег.]
5. [Вова посмотрел в окно и ему стало жалко Бобика.]
6. [Он пошёл к маме и сказал, что это он разбил чашку.]
7. [Потом Бобика впустили в дом.]
в) беседа по картинкам
- Будешь отвечать на вопросы.
- Кого ты видишь на картинке?
- В какое время года это происходит?
г) предъявление на слух предложений (абзацев) к каждой картинке, выкладывание и чтение учеником предложений из рассыпного текста
Перед учеником лежат таблички с текстом вразбивку. Он слушает, выкладывает таблички к картинкам и читает.
- Будешь слушать, выбирать и подкладывать таблички к картинкам, хорошо читать предложения.
1. [Однажды Вова разбил чашку и очень испугался.]
2. [Маме он сказал, что чашку разбила собака.]
3. [Мама веником выгнала собаку на улицу.]
4. [На улице было холодно, и шёл снег.]
5. [Вова посмотрел в окно и ему стало жалко Бобика.]
6. [Он пошёл к маме и сказал, что это он разбил чашку.]
7. [Потом Бобика впустили в дом.]
д) игра «Угадай предложение на слух»
На столе лежат таблички, ученик выбирает любую табличку и даёт учителю, учитель читает предложение, а ученик повторяет.
- Будем играть. Возьми табличку и дай мне.
- Послушай и повтори предложение.
е) различение слов по тексту на слух
- Послушай. Повтори.
- Говори правильно.
[дом, из дома, в дом]
[комната, из комнаты]
[веник, веником]
ё) дополнение предложений
Перед учеником на парте лежат только картинки. Он слушает и дополняет предложения.
- Будешь дополнять предложения.
[Мама веником выгнала …. ….] (собаку на улицу)
[Потом собаку впустили …. ….] (в дом)
ж) игра «верно-неверно»
- Будешь слушать и угадывать верно или неверно.
- [На улице было тепло, и шёл дождь].
- [Вова посмотрел в окно и ему стало жалко кошку].
з) беседа по картинкам
- Будешь отвечать на вопросы. Говори хорошо и правильно все звуки.
- Что сделал Вова?
- Почему мама выгнала собаку?
- Почему Бобика впустили обратно в дом?
2. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-
обиходного характера на голое ухо (пёстрый материал).
- Будешь слушать.
1. [Реши пример: 20+10]
2. [Зимой дети катаются на санках. Верно?]
3. [В каком классе ты учишься?]
3. Игра с фишками «Составь слово»
- Сейчас переверни и посмотри свои фишки. Подумай и составь слово.
За каждый правильный ответ в течение всего занятия учащийся получал фишки с буквами. Ученик рассматривает фишки и составляет слово.
(Молодец!)
- Какое слово получилось? Прочитай хорошо.
4. Итог
- Что ты делал сегодня на занятии? (Я слушал, говорил, выполнял различные задания.)
5. Оценивание