Работа над изложением позволяет ознакомить с особенностями описания, повествования, рассуждения. Перед учителем -логопедом стоит задача научить младших школьников самостоятельно составлять план для написания изложения. а для этого необходимо правильно понимавть смысл текста, при пересказе и в письменном изложении распологать свои ответы последоватьльно, придерживаясь составленному плану. в работе над изложением формируются навыки строить простые распространенные предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изложение по самостоятельно составленному плану »
Попова Ольга Сергеевна, учитель - логопед МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной»
Красненского района Белгородской области
ФРОНТАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с группой учащихся с нарушением чтения и письма
«Изложение по самостоятельно составленному плану»
Учитель - логопед
Попова Ольга Сергеевна
Попова О.С., учитель - логопед
МОУ « Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И.Светличной»
Изложение по самостоятельно составленному плану
Цели: коррекционно - образовательные
Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;
Закрепить умения передавать содержание близко к тексту;
Коррекционно -развивающие
Развивать орфографическую зоркость учащихся;
Речевой слух; зрительное и слуховое внимание; мелкую моторику рук;
Коррекционно - воспитательные
Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.
Оборудование: запись голосов птиц, иллюстрации птиц, изображение дерева, компьютер, проектор
Ход занятия
Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.
Артикуляционная гимнастика
Медвежонок гулял по лесу. (положить конфетку в рот)
Потом он спрятался от солнца в пещерке,
Полежал, потом решил почесать спинку,
Потом повернулся на животик и его почесал.(языком выполняем соответствующие движения)
Надоело ему сидеть в пещерке и решил выглянуть на улицу (показ головы) ,
Потом высунул ножки, повернулся на бок.
Потом решил походить по пещерке.
А затем захотел посмотреть,
Что внутри ямки и прыгнул в пещерку.
Чистоговорки
III. Вступительная беседа
Прежде, чем объявить тему нашего изложения, я предлагаю послушать голоса. Послушайте и ответьте, кому они принадлежат? (Прослушивается фонограмма с голосами птиц).
Верно, это голоса птиц. Ведь у нас уже давно наступила весна. Природа открыла для человеческого взора всю свою прелесть, земля надела новый наряд, зацвела, зазеленела. И в лесах началась бурная деятельность по выведению и воспитанию нового поколения птиц и зверюшек.
А тема нашего изложения - “Пусть птица выводит птенцов!”
(Запись учащимися в тетради).
(Чтение учеником стихотворения А.Яшина.)
Мы безмерно богаты В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых Просто диву даешься. Но спросите иного, Что он знает о птицах Пусть ответит толково И, гляди, удивится: Птичье царство, и только? Ну, дрозды, ну синички. Просто птички - и только, Где запомнишь все клички!
(Открывается часть доски с рисунком дерева и сидящими на ветках птицами). Посмотрите на дерево, сколько у нас гостей. Ну, а как вы их узнали, я сейчас проверю.
Отгадайте загадки:
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)
Мать отца не знаю, Но часто называю. Детей знать не буду, - Чужим сбуду. (Кукушка)
Он серенький на вид, Но пеньем знаменит. (Соловей)
Летом за пахарем ходит. А под зиму с криком уходит. (Грач)
Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями, Ну, а зовут меня…. (Скворец).
Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Среди деревьев кузнецы куют. (Дятел)
ФИЗМИНУНКА
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», я на волю улечу.
Дети повторяют за логопедом слова и после слова улечу дети разбегаются в разные стороны.
IV. Работа над изложением
Знакомство с текстом (чтение учителем - логопедом).
Пусть птица выводит птенцов!
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.
Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.
Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!
Напоследок, перед тем как вы начнете писать, мне бы хотелось зачитать вам такие строки:
Ни за что не в ответе Словно самую малость, Нам на этой планете Жить и править осталось. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем Не щадим, не жалеем.
Я надеюсь, что после нашего занятия, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее.
7. Самостоятельная работа учащихся. Написание изложения.