Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.»
Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний (Работа в парах по карточкам.)
— Соедините линией каждое предложение с его схемой, расставьте знаки препинания.
Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.
Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].
Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.
По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].
не поддавалась холоду.
Снег выпадал но скоро таял. О, но О.
Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].
— Как отличить сложные предложения от простых предложений с однородными членами?
— Всегда ли ставится запятая в простом предложении с однородными членами?
— Всегда ли ставится запятая между частями сложного предложения?
III. Работа по теме урока
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр.56 (с. 39).
(Самостоятельное чтение текста, затем выразительное чтение вслух.)
— Определите тип текста. (Повествование.)
— О ком говорится в тексте? Какова его тема?
— Чему удивился старый рыбак?
— Как вы понимаете выражение рыбачили вместе?
— Какую рыбу старик отдавал коту?
— Откуда на реке плоты?
(Учитель рассказывает, как брёвна сплавляют по реке, показывает фотографии сплавляемого леса.)
— Как кот изловчился ловить рыбу? (Кот ловил рыбу когтями, лёжа на брёвнах.)
2. Составление плана текста
— На сколько частей можно разделить текст?
— О чём говорится в каждой части?
— Определите главную мысль частей. Придумайте заглавие к каждой из них.
Примерный план
1. Маленькая рыбка - коту.
2. Кот на плотах.
3. Умный Епифан.
4. Два рыбака.
3. Лексическая работа
— Какую рыбу хотел отдать старик коту?
(Учитель может показать детям фотографию ерша или иллюстрацию.)
— Как вы понимаете выражение выдернул из воды?
— Какими словами-антонимами автор подчёркивает, как ловили рыбу кот и старик раньше и как теперь? (Вместе и врозь.)
— Как вы понимаете выражение кот удит рыбу? (Учитель обращает внимание на лексическую замену слов:
старик (рыбак, он), кот Епифан (кот, он).)
4. Пересказ текста по плану
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Орфографическая подготовка
— Найдите в тексте группу однокоренных слов. (Рыбак, рыбу, рыбку, рыбёшку, рыбачили.)
— Найдите в этой группе проверяемое слово. (Рыбку.)
— Какая орфограмма в этом слове требует проверки? (Проверяемый парный согласный в корне.)
— Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? (Когтями, врозь.)
— Вставьте пропущенные буквы.
ст..рик ч.хто ..тдавал
с..дел удоч-.кой п..дцепит
отд..вал крюч..ком пр..тянул
..рша леж..т п..д..шёл
прот..нул ..пустил пл..тах
выд..рнул л..жит
— По какому признаку слова распределены по группам?
— Допишите в каждую группу ещё по одному слову.
2. Анализ предложений текста
— Найдите в тексте предложения с однородными ч. Объясните постановку знаков препинания.
(Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)
3. Работа над изложением (Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Какие умения вам пригодились при написании изложения?
— Какие орфограммы встретились в тексте?
— Какие правила постановки знаков препинание вы вспомнили?