- воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в
коллективе.
Оборудование: письмо царицы Грамматики; дом царицы; «ковер –
самолет; « деревья с листочками», на которых написаны
родственные слова; «кирпичики» с предметными картинками;
«замки», на которых изображена звуковая схема слова; ключи к
замкам с предметными картинками; «слоговая гусеница»;
шкатулка; призы, грамоты.
Организационный момент.
- Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились целый год: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на 4 и 5. Я этому очень рада. Но об этом узнала еще и царица русского языка – Грамматика. От нее пришло письмо-
приглашение. Послушайте его.
«Здравствуйте, ребята! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и нелегок. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через реку Звенящую, по буквенной дорожке пройти до Буквенного городка, повстречаться со Слоговой гусеницей, собрать слова – вагончики. А там и мой дом. Удачи!»
Ну что, ребята, согласны отправиться в путешествие? Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои силы и знания.
Психологический настрой.
Дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки.
Мы спокойны всегда!
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем.
- Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?
- На машине, поезде, самолете, велосипеде.
- Ребята, не забывайте, что страна волшебная, и транспорт, на котором мы сможем добраться туда, тоже, наверное, должен быть волшебным, необычным.
Ответы детей (волшебные сани, облако, сапоги – скороходы).
- Ребята, сегодня мы отправимся на ковре- самолете.
Логопед расстилает «ковер – самолет», дети садятся.
- Сядьте поудобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени), закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим.
Звучит музыка.
Вот мы и прилетели, но выйти сможет только тот, кто правила красивой речи назовет.
Логопед. Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети. Там звучат разные звуки.
Логопед. А какие бывают звуки?
Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.
Логопед. Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.
Чики - чики - чики - чок -
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где – то собаки рычали: р - р - р.
В стойле коровы мычали: м - м - м.
В комнате мухи жужжали: ж - ж- ж.
Мимо машины бежали: тр - р -р.
В небе далеком гудел самолет: л - л -л.
Свистели от ветра все провода: с - с - с.
Капала в кухне из крана вода: к - к - к.
Перекликались в ночи поезда: ч - ч - ч.
Листья под ветром шумели: ш - ш - ш.
А комары все пели: з - з -з.
Непоседа мяч и ночью
Успокоиться не хочет: бум - бум.
Куклы кашляют в постели -
Днем мороженое ели: кха - кха.
Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались,
но что же такое «чаща».
Дети. Это густо посаженные деревья.
Логопед. Какие деревья вы знаете? ( Дети отвечают).
Работа с родственными словами.
Логопед. Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо – деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это - из слова «рука».
Вы когда - нибудь встречались с такими чудо деревьями.
Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.
Логопед. А что такое родственные слова?
Дети. Слова, родные друг другу, у них общий смысл.
Логопед. Ребята, посмотрите, что - то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки – слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т. е. не родственные словам «рука», «вода».
Дети.
Вода – водный, водяной, водоросли, завод, водолаз;