Данное занятие разработано для дошкольников старшего возраста с целью обогащения словаря родственными словами; формирования орфоэпических и орфографических навыков; развитию связной речи и мелкой моторики. Практически каждое задание предусматривает индивидуальную работу воспитанников. Все упражнения сопровождаются зрительным восприятием и выполнением заданий на интерактивной доске. В процесс работы вклячаются и родители воспитанников. Так как данное занятие носит сезонно - отчетный характер деятельности дошкольников. Одно из заданий сопровождается музыкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по обучению грамоте "Лес" »
Коррекционное занятие с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Весенний лес»
Цель занятия: обогащение словаря родственными словами и развитие связной речи по теме занятия.
Задачи занятия:
Коррекционно - образовательные:
- учить образовывать прилагательные от существительных, подбирая однокоренные слова к слову «лес»,
- учить образовывать притяжательные прилагательные с опорой на иллюстративный материал,
- учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже,
- учить различать живые и неживые объекты и правильно подбирать слова – предметы к соответствующим вопросам (кто? что?)
Коррекционно - развивающие:
- развивать навык составления рассказа по сюжетной картине,
- развивать умение делить круг на неравные части, в зависимости от данного числительного,
- развивать мелкую моторику и общую координацию движений (при ловле мяча сидя, стоя),
- развивать внимание (зрительное и слуховое), память, воображение, мышление.
Коррекционно - воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе родного края, к обитателям леса.
Словарная работа: лесовоз, лесоруб, лесничий
Предварительная работа:
беседы на темы: «Как звери зимуют», «Деревья леса и парка», отгадывание ребусов, составление рассказов по сюжетным картинам о временах года, раскрашивание сезонных картин красками, карандашами, восковыми мелками, пальчиками, тычками; просмотр мультфильма «Хвосты» (1966 г.)
Оборудование к занятию:
интерактивная доска, мольберт, ребус со словом «ЛЕС», мяч, карточки с нарисованными маленькими кругами, наборы цветных карандашей – по количеству детей и взрослых; оценочные листы; орешки – для угощения.
Ход занятия:
1. Мини - диалог: (дети стоят рядом с педагогом)
- Кого можно встретить в лесу? – показ картины на интерактивной доске
- Что можно встретить в лесу? – показ картины на интерактивной доске
- Я предлагаю поиграть в игру и превратиться в обитателей леса:
Игра в кругу «Море волнуется» (на новый лад)
Море волнуется - раз, море волнуется - два, Море волнуется - три.
Лесная фигура – замри. ….
(дети принимают позы диких животных)
Отомри!....
- Кто кем был?
(примерные ответы детей: «Я была зайчихой», «Я был медвежонком», «Я был лосем», «Я был кустиком/ травкой/листиком»)
2. Работа за столами.
Отгадывание ребуса - на интерактивной доске (две запятых
внизу колесо - одна запятая сверху) + картинка «ЛЕС/весенний»
- Какое слово зашифровано на этой картинке? (ответы детей)
- Правильно, это слово «ЛЕС».
- И сегодня с вами мы поговорим о лесе и его обитателях.
3.Образование относительных прилагательных от существительных, составление словосочетаний:
- Скажите мне, пожалуйста:
Как будет называться лес зимой - зимний лес
Как будет называться лес весной – весенний лес
Как будет называться лес летом – летний лес
Как будет называться лес осенью – осенний лес
- Назовите приметы весны
(что происходит с живой и неживой природой, людьми весной)
4. Подбор однокоренных слов к слову «Лес». Работа на интерактивной доске (нарисован силуэт дерева без корней) – рисует педагог.
-Ребята, скажите, пожалуйста, без чего не вырастет дерево?
( примерные ответы детей: «без корней, без воды»)
- Чтобы выросло наше дерево, мы с вами будем подбирать к слову «лес» похожие слова, вы будете называть слово и подрисовывать дереву корни.
- маленький лес – лесочек, лесок
- поляна в лесу, какая поляна – лесная поляна
- воздух в лесу, какой воздух – лесной воздух
- человек, охраняющий лес – лесник
- человек, который рубит в лесу сухие и больные деревья – лесоруб
- машина, перевозящая лес – лесовоз
- сказочные, лесные персонажи – леший и лесовичок.
- Вот сколько корней стало у нашего дерева! Теперь то, оно точно не засохнет!
5. Игра в кругу с мячом. Подбор существительных к прилагательным: «Что бывает?»:
6. Припоминание – за столами «Как называется дом?» - сопровождение картинками на интерактивной доске
- у волка; у лисы; у белки; у бобра; у ежа; у лося; у зайца; у медведя и т.д
7. Игра «Размести животных» - работа по слоговой структуре слова. На интерактивной доске расположены домики с 1, 2, 3 окнами, рядом – силуэты животных для передвижения по доске.
Дети по одному подходят к доске, размещают силуэт под домиком, объясняя свой выбор.
8. Пальчиковая гимнастика. «Домики»
У лисы в лесу глухом есть нора - надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нём.
Загибать пальцы на обеих руках на каждое двустишье.
9. Работа с карандашами «Рисуем полянки» (на столах у каждого лежат небольшие круги с изображением разных деревьев.
- Ребята, вам нужно «рассадить» деревья так, чтобы на одной поляне росло одно дерево, на второй – два дерева, а на третьей – пять деревьев (деление круга на части)
- У кого, какой лес?
(примерные ответы детей: «У меня на полянках растут берёзы - это берёзовая роща», «У меня на полянках дубы – это дубрава»; «У меня на полянках ели и сосны – это хвойный лес»; «У меня на полянках растут ели, сосны, дуб и берёзы – это смешанный лес»)
- А сколько и каких деревьев растет у вас на каждой полянке?
Примерные ответы: «У меня на одной полянке одна берёза, две берёзы, пять берёз», «У меня один дуб, два дуба, пять дубов» и т.д.
10. Цветовой диктант «Добавь цвет в кружок» (на столах у каждого карточка с кружочками)
Припоминание:
- каким цветом мы изображаем зиму? – белым
- каким цветом мы изображаем весну? - голубым
- каким цветом мы изображаем лето? - красным
- каким цветом мы изображаем осень? – желтым
А сейчас я вам предлагаю раскрасить лепестки цветка в соответствующие цвета:
- В народе каждый месяц имеет своё название, которое описывает погодные явления данного месяца, сейчас мы вспомним некоторые из них и закрасим лепестки цветка соответствующим данному времени года, цветом. Это же задание я предлагаю выполнить и нашим гостям.
Начало работы отмечено цифрой 1:
Капельник - март- голубой
Светлозар – июнь- красный
Ледовый кузнец – ноябрь – желтый
Щипун – январь – белый
Песенник – май – голубой
Бокогрей – февраль – белый
Грязник – октябрь – желтый
Липень – июль – красный
- А теперь сравните свои цветы с образцом. У кого так же – встаньте, пожалуйста. Давайте мы похлопаем за старание и за знания.
11. Игра «Прятки» - чей хвост, нос? чьё ухо? чья шубка? – по картинкам на интерактивной доске – исправить ошибки художника.
12. Составление рассказа по сюжетным картинам – на выбор. На доске выставлены 5 картин в разных частях- в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.д.
Ребёнок составляет рассказ, не указывая на картину. Остальные определяют место положения картины на доске.
13. Просмотр видеофильма «Весна» - № 24 / диск «Окружающий мир» infourok
14. Итог занятия.
- Кто помнит пословицы и поговорки о лесе?
( Зацепился за пень – встал на весь день.
Прямое дерево ветра не боится.
Мёд медведь в лесу нашёл – мало мёда, много пчёл.)
Весной лес веселит, летом холодит, осенью питает, а зимой согревает.
- Опустите, пожалуйста, голову на руки, лежащие на столе. Пролетел весенний ветерок по головам тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активным и внимательным……..
- Лес богат дарами, вот вам и угощение лесное – орешки от белочки.
Тезисы к конспекту занятия «Весенний лес»
Данное занятие может быть проведено, как итоговое занятие сезонного характера по обучению грамоте, с воспитанниками старшего дошкольного возраста с дополнениями или изменениями в содержании отдельных пунктов конспекта;
На основе данного занятия можно составить ещё три конспекта: об осени, лете и зиме.
Это занятие может быть проведено, как итоговое занятие сезонного характера.
Отдельные части занятия могут быть использованы на занятиях по обучению грамоте.