Цель: Обобщить знания детей.
П/c: Продолжать учить составлять предложения и рассказ по схемам и картине. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Закрепить умение делать звуковой анализ слов. Формировать умение произносить слова по теме на трёх языках. Развивать умение логически мыслить. Воспитывать умение чётко и ясно произносить звуки в словах.
Билигвальный компонент: к?ктем – весна – spring; к?ншуа? – солнышко – sun; орман – лес – forest; к?ктем келді – весна наступила - spring camе.
Оборудование: логокуб, картинка с весной, звуковые схемы к словам: солнышко, весна, лес, фишки, схемы к предложениям, разрезные картинки о весне, большая картинка о весне, схема к картине.
Этапы деятельности.
Действия воспитателя.
Действия детей
Мотивационно - побудительный
Проводит круг радости.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
Солнышко лучик к тебе протянуло,
Солнышко щёчку тебе поласкало,
Доброго утра тебе пожелало.
Проводит артикуляционную гимнастику с логокубом в кругу.
Бросает куб, какая картинка выпадает, то упражнение и выполняют дети:
1. «Забор» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. «Грибочек» - улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу.
3. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
4. «Качели» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
5. «Слоник» - вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника», «набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
6. «Лошадка» - вытянув губы, приоткрыть рот, поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
Повторяют слова и движения за воспитателем.
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Организационно – поисковый
- Ребята, сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот, кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица, легко земли касается.
Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.
На доске появляется картинка весны в образе девочки.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне.
- Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Подберите слова-родственники к слову «весна»
- Как сказать на казахском и английском языках слово весна?
- Сколько слогов в слове весна?
О чём можно сказать «весенний»?
«Весенняя»?
«Весеннее»?
Придумайте определения к слову «весна». Какая она?
- По каким приметам можно узнать, что пришла весна?
- Правильно, ребята! Листья зелёные на деревья, трава зелёная выросла, цветы появились, птицы прилетели, солнце ярко светит.
- А как мы скажем по казахски, английски?
- Как можно ласково назвать солнце?
- Как сказать на казахском и английском языке солнышко.
- Сколько слогов в слове солнышко?
-Где ещё ждут весну?
- Правильно, все звери лесные с нетерпением ждут прихода весны.
- Как мы скажем лес по-казахскому и английскому?
- Сколько слогов в слове лес?
- Как называется маленький лес?
- Как называется человек, охраняющий лес?
- Какой сказочный персонаж живет в лесу?
(лесовичок).
- Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
- Чтобы приступит к следующему заданию, приготовим свои ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик самый маленький
Этот пальчик самый слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик – толстячок,
Получился кулачок!
- А сейчас я вам предлагаю выполнить звуковой анализ слова.
1- подгруппа: ЗАС – СОЛНЫШКО
2 – подгруппа: ЗАС – ВЕСНА
3 – подгруппа: ЗАС – ЛЕС
Физкультминутка.
«Дождик бегает по крыше»:
Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом…
Садятся за столы.
- Ребята, что мы составляем из слов?
- Правильно, предложения. Я предлагаю вам составить предложения, но вначале вы должны собрать у себя на столе картинку.
- А теперь по схеме мы составляем предложения.
- Сколько слов будет в предложении?
- Правильно, два. Составляйте по картинке. И т. д.
- А теперь я вам предлагаю составить рассказ о весне по картине. А помогать вам будет вот эта схема. (заслушиваем 3-4 рассказа).
- Молодцы!
Внимательно слушают загадку и отгадывают.
ВЕСНА.
Проявляют интерес
Слушают.
Весняночка, веснушки, весенние и т.д.
к?ктем, spring
в слове весна два слога.
Ручей, дождь, день, сад и т. д.
Вода, лужа, капель, проталина, река и т.д.
Облако, настроение, солнце, небо, утро и т.д.
Тёплая, красивая, добрая, ранняя и т.д.
Ответы детей.
к?ктем келді, spring came.
Солнышко.
к?ншуа?, sun.
В слове солнышко три слога.
В лесу.
орман, forest.
В слове лес один слог.
Лесок, лесочек.
Лесник
Лесовичок.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Выполняют задание.
Выполняют физкультминутку.
встают «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга.
Постукивают пальчиками.
Поколачивают кулачками.
Растирают ребрами ладоней.
Ладони – на плечи, большими пальцами растирать плечи круговыми движениями.
Поглаживать ладонями.
Садятся за столы.
Из слов мы составляем предложения.
Собирают картинку у себя на столе.
Смотрят на схему и составляют предложения по картинке.
Два и т.д.
Составляют рассказ о весне по картине, опираясь на схему.
Рефлексивно - корригирующий
- О каком времени года мы беседовали? Как сказать на казахском и английском языке слово весна, а к нам пришла весна?
Что вам на занятии понравилось?
Рефлексия:
- А теперь вы должны оценить свою работу на занятии. На доске три солнышка без лучиков, вы должны прикрепить лучик.
Весёлое солнышко – если вы совсем на занятии справились.
Задумчивое солнышко – если, что – то не получилось.
Грустное солнышко – если, вы ни с чем не справились.
Благодарит детей за занятие.
Мы сегодня беседовали о времени года весне. К?ктем, spring.
к?ктем келді, spring camе.
Ответы детей.
Оценивают свою работу на занятии.
Ожидаемый результат:
Знать: Артикуляционную гимнастику.
Слова на трёх языках по теме.
Иметь: представление о весне, лесе.
Уметь: отгадывать загадку,
Подбирать синонимы и антонимы к определенным заданным словам.