2.-Будешь читать слова: (Игра «Сорви лепесток», -ученик срывает «лепесток» на аппликации «Ромашка», на обратной стороне которого слова со звуком «Ч», читает слова и показывает картинку: врач, ночь, грач, печь, ключ, обруч, мяч.)
3.-Будешь слушать слова. (учитель называет слово за экраном, ученик повторяет, потом показывает картинку и находит табличку с этим словом и подкладывает её к картинке).
-грач, ночь, печь, ключ, врач, мяч, обруч.
4.Составление словосочетаний по опорным словам и картинкам: резиновый, чёрный, тёмная и картинки с изображением мяча, ночи, грача. (Чтение по карточке словосочетаний)
(резиновый мяч, тёмная ночь, чёрный грач)
5.Различение на слух словосочетаний и дополнение их с опорой на картинки: (девочка играет с мячом, грач на ветке, картинка с изображением ночи)
- Девочка ловит ….(мяч); на ветке сидит … ..(грач); больную девочку лечит ….(врач), наступила тёмная…. (ночь). (ученик слушает фразу, дополняет словом с опорой на картинку, находит табличку с воспринятой фразой и читает):
6. –Чтение предложений.(Вставить букву и прочитать предложение)
Вра. слушает мальчика. У Зиночки обру. . Наступила тёмная но.ь. Вот клю. .
7. Различение на слух вопросов по картинкам
- Кто лечит мальчика?
- Кто летает?
-Что бросает мальчик?
Опорные слова: (мяч, врач, грач)
РРС
Тема «В умывальне»
Цель: закрепление понятий по теме, тренировка в различении речевых единиц по теме, развитие речевых навыков и слухового внимания.
1.-Будешь слушать.
А) - За экраном предъявляются слова: полотенце, кран, мыло, (ученик повторяет слова и находит картинку с табличкой.)
Б) – выполнение поручений с данными словами и картинками.
- Дай мыло, -возьми полотенце, -дай полотенце, возьми мыло. (оречевление действий: -Я вял мыло. –Я дал полотенце.- Я дал мыло. –Я взял полотенце.
В) –Слушай, покажи картинку и табличку со словом: моет, вытирает, умывальня.
-Различение предложений по картинкам: Вова моет лицо. Ната моет руки. Тома вытирает руки.(ученик слушает фразу, находит картинку, повторяет фразу за учителем
2. -Различение предложений по тексту «В умывальне»(предъявление предложений по- порядку, ученик выбирает табличку, которые лежат врассыпную перед учеником с воспринятым предложением, читает по табличке и выкладывает текст в той последовательности, в которой предъявляет учитель)
У Вовы грязные руки.
Вова взял мыло и вымыл руки.
Потом Вова взял полотенце и вытер руки.
Сейчас у Вовы руки чистые.
Санитар проверяет уши, руки.
3.Различение предложений через игру «Выбери табличку» (таблички перевёрнутые текстом вниз перемешаны лежат на столе. Ученик берёт табличку и подаёт её учителю не читая. Учитель предъявляет эту фразу за экраном, ученик повторяет за учителем)
4. -Различение вопросов к тексту:
-Какие руки у Вовы были?
-Что сделал Вова?
- Кто проверяет руки ?
-Какие сейчас у Вовы руки?
5.Итог занятия.
Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха в 1-ом классе с ученицей имеющей 2-ю степень т/у
Тема«Звук «З»
Цель: автоматизация во всех позициях.
1.- Будешь хорошо говорить звук «З»- Посмотри сюда (показ профиля звука З, проверяется наличие воздушной холодной струи и положение языка, изолированное произнесение звука «З»)
Читай слоги и слова:
за – за – замок, зо- зо – зонт, зу – зу – зубы, аза- ваза, оза -роза, уза –блуза, иза – Лиза, зна –знак, зве –звезда, зву – звук, здо –гнездо, зме - змея
2.-Будешь слушать слова и показывать картинку: замок, звезда, арбузы, роза, коза, змея, заяц, зоопарк,
3.Разложи эти слова по вопросам Кто? и Что? и прочитай правильно.
Кто? - коза, змея, заяц.
Что? – замок, роза, звезда, зонт.
4.-Будешь слушать слова и подбирать картинку:
Трусливый Кто?.., железный Что?.., душистая Что?.., сладкие Что?.. зелёный … (учитель называет прилагательное за экраном, ученик повторяет, потом показывает картинку, находит табличку с этим словосочетанием: трусливый заяц, железный замок, душистая роза, сладкие арбузы, зелёный забор)
5. Читай предложение и вставь пропущенное слово.( с опорой на картинку)
У Лизы болят…… Зина завязывает зелёный ….. По земле ползает ….
На ёлке зажглась яркая …. (Картинки: зубы, бант, змея, звезда).
6.Различение на слух вопросов:
- Будешь слушать и отвечать на вопросы по картинкам (за экраном)
- Куда пришли дети?
-Куда пришла мама?
-Что завязывает Зоя?
-Что держит в руках Лиза?
- Кого поймала собака?
(картинки с опорными словами: зоопарк, магазин, зелёный бант, зонт, зайка)
Итог занятия
РРС
Тема «Зимние забавы»
Цель: тренировка речевого слуха на материале слов, предложений по теме. Закрепление словаря по теме, развитие слухового внимания
Целевая установка:
-Будешь слушать предложения и выкладывать текст по порядку. (предъявление текста на слух за экраном по предложениям; на столе лежат таблички с предложениями из текста вразбивку. Ученица слушает предложения и выкладывает в правильной последовательности текст)
Пришла зима.
Кругом лежит снег.
Дети рады зиме.
Они катаются на санках.
Дети играют в снежки.
Миша и Оля катят снежный ком.
Ребята слепили снеговика.
Вова едет с горы на лыжах.
Тома идёт на каток
Она будет бегать на коньках.
Выборочное предъявление предложений на слух за экраном и показ картинки:
Дети играют в снежки. Они катаются на санках. Ребята слепили снеговик. Вова едет с горы на лыжах. Тома идёт на каток. Миша и Оля катят снежный ком.(ученица слушает предложения, повторяет за учителем, находит картинку к данному предложению)
3.Различение вопросов к тексту:
-Какое время года наступило?
-Что слепили ребята?
-Что катят Миша и Оля?
-Куда идёт Тома?
-Что делает Вова на лыжах?
4.Различение за экраном слов из текста: снег, снеговик, снежный ком, санки, лыжи, каток коньки катаются, слепили.
5.Итог занятия
Общие закономерностиразвитияслуховыхпредставлений
У детей с нормальным слухом представления носят непроизвольный характер и возникают на основе неоднократного восприятия слуховым анализатором речи и звуков окружающей среды.
У слабослышащих детей ввиду снижения слуха непроизвольные слуховые представления или отсутствуют, или носят схематичный, фрагментарный, нестойкий характер. В основном непроизвольные слуховые представления возникают у них на основе воздействия очень громких речевых и неречевых звуков (крики, гудки машин, стук в дверь и т.д.). Эти представления у учащихся с недостатками слуха можно развить путем специальной целенаправленной работы. Но, имея в виду, что формирование слуховых-, а также речевых представлений у слабослышащих учащихся затруднено из-за снижении слуха, при создании этих представлений необходимо учитывать ряд условий.
Одним из основных условий является образованиетеснойсвязимеждуслуховымипредставлениямиимоторнымкомпонентом,т.е. каждое воспринятое на слух слово должно обязательно проговариваться. На основе сочетания слухового восприятия с проговариванием возникают слухопроизносительные представления.
Следующим условием создания слуховых представлений является целенаправленное, многократное проведение упражнений, направленных на повышение способности слабослышащих учащихся различать звуки. Такая способность возникает в результате сравнения имеющихся образов звуков и слов с новыми звуками и словами, воспринятыми на слух.
Формирование слуховых представлений в процессе сравнения происходит
следующим образом.
В результате многократных упражнений по развитию слухового восприятия в