Тема занятия: «Дифференциация Ж-Ш».
Цель урока:
- Учить различать звуки и буквы Ж-Ш в устной и письменной речи (в слогах, в словах);
- Учить правильно определять место звука в слове;
- Развивать слух, внимание, память, мышление;
- Воспитывать познавательный интерес, интерес к занятию.
Оборудование: тетради, карандаши, слоговые таблицы, раздаточный и демонстрационный материал, предметные картинки.
Ход урока
- Организационный момент.
Отчет дежурного.
- Какой у нас урок?
- Чем мы занимаемся на этих уроках?
2. Объявление темы.
- Какую большую тему мы начали изучать?
(звонкие – глухие согласные).
- Какие пары согласных мы уже изучили? (б-п, д-т)
- Сегодня мы познакомимся с новой парой согласных, а с какой, вы мне скажете сами.
Слушайте внимательно:
- выделите первый звук в слове ЖУК, В слове ШУБА;
- чем похожи эти два звука? (они согласные и шипящие);
- почему мы говорим, что они согласные? (есть преграда при произнесении этих звуков);
- почему шипящие? (при произнесении слышится шипение и жужжание);
- в каком положении находятся наши органы артикуляции при произнесении этих звуков? (губы выдвинуты вперед, язык в форме чашечки поднят вверх);
- а чем эти звуки отличаются? (ж – звонкая, ш – глухая);
Проверим: при каком звуке дрожит горлышко.
Сегодня мы с вами будем различать звуки Ж – Ш, буквы Ж и Ш на письме в слогах, в словах.
А как вы будете справляться с заданиями – я буду отмечать вот в этом экране и в конце урока выясним, как мы усвоили нашу тему.
3. Запись числа в тетради, пропись букв Ж и Ш (строчку).
4. Изучение новой темы.
- Чтение слогов по с/таблице.
- Что мы прочитали? (слоги).
- Что можно из них составить? (слова).
Жа – жар, жарить, жакет,
Жо – Жора, желуди,
Жу – жук, журавли,
Жи – жир, жираф,
Ша – шарик,
Шо – шорох,
Шу – шум, шуршит,
Ши – шишка.
- Развитие фонематического слуха.
Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные и как вы умеете слушать. Возьмите сфетофорчики, я буду называть слоги и слова с нашими звуками, а вы – если услышите звук [ж] – покажите красный цвет, если [ш] – синий. (жа, шо, уш, жи, жираф, шел, жук, желуди, штора, бабушка, дедушка).
- Д/и «Правильно разложи».
На наборном полотне разложить п/к со звуками [ж]-[ш].
- Работа в тетради.
Записать в два столбика по слуху слоги и слова. (жу, аш, ож, шо, жи, ши). На какое правило, мы записали два последних слога?
(жук, шум, шуба, Женя). Проверить! Как записали слово – Женя?
- Зашифруем слова.
- Ж
- Ш
(шуба, Жора, шапка, желуди, жук, душ, шалаш, жаба)
- Физминутка.
- игра с мячом (я называю слог со звуком [ж], вы мне со звуком [ш]),
- гимнастические упражнения.
6. Работа в тетради.
- Вставить в слова буквы Ж-Ш по смыслу и записать их.
(…аба, ко…ка, кры…а, пу…инка, ё…ик, кры…овник, ве…алка).
- Вставить слоги ЖИ – ШИ, записать, повторить правило.
(мы…, лы…, кры…, лу…ца, поло…, ма…на, эта…)
- Самостоятельная работа.
По индивидуальным карточкам (вставить в предложения по смыслу слова).
ЖАР – ШАР
У Жени желтый…
У Шуры сильный…
Шаль – Жаль
Мама купила новую…
Нам … расставаться с летом.
- Итог урока.
- Какие звуки и буквы различали?
- Чем они отличаются?
- Подведение итогов по экрану.