Тема занятия:
«Дифференциация звуков и букв Б-Д».
Цель:
- Учить различать звуки и буквы Б-Д в устной и письменной речи.
- Учить находить признаки сходства и различия звуков и букв Б-Д.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, моторику мелких мышц пальцев, память, мышление.
- Воспитывать навыки аккуратного и правильного письма.
Оборудование: тетрадь, п/к, проволока, демонстрационный материал, слоговая таблица.
Ход урока
- Организационный момент.
- на какой урок вы пришли?
- чему вы здесь учитесь?
2. Проверка домашнего задания.
- какую тему мы с вами изучаем? (буквы, похожие по написанию).
- какие буквы различали на прошлом уроке? (П-Т).
- чем они отличаются?
- какое домашнее задание у вас было? (заучить чистоговорку)
От топота копыт
Пыль по полю летит.
- как вы понимаете пословицу – Труд кормит, а лень портит?
- чему она учит?
3. Объяснение нового материала.
Сегодня мы будем различать другие буквы, тоже очень похожие по написанию, которые вы очень часто путаете. Сейчас вы сами догадаетесь.
Отгадайте загадку:
- В дупле живет, орешки грызет (белка).
- Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит (дятел).
- какие первые звуки в этих словах?
- догадались, какие буквы будем различать?
4. Нахождение признаков различия Б-Д.
Произнесите [б], [д].
- Чем похожи эти звуки?
- Чем похожи буквы?
- Чем отличаются звуки? (при произнесении [б] участвуют губы, при [д] – язычок.
- Чем отличаются буквы?
А вот и наши помощники (белочка и дятел), у белочки хвостик вверх – пишем букву «б», у дятла хвостик внизу – «д».
5. Изготовление букв Б-Д из проволоки.
6. Развитие фонематического слуха.
Учитель называет звуки [б], [д], слоги и слова, дети показывают соответствующую букву. (бабушка, дедушка, банка, душ, Дима, бабочка, дракон, булка).
7. Чтение слогов по слоговой таблице.
8. Составление слов из слогов.
Ба – бабочка
Да – дача
Бо – бочка
До – дочка и т.д.
- Физминутка.
- Гимнастика для пальцев рук.
- Работа в тетрадях.
- Запись числа, дня недели.
- Пропись строчки букв Б – Д.
- Запись букв по слуху (учитель называет слова, дети записывают только буквы и показывают левой рукой какую букву будут писать, если Б – кисть руки вверх, если Д – кисть руки вниз).
Слова: билет, дерево, дупло, береза, банка, азбука, душ, дежурный.
- Написать слоги по опорным точкам:
ОО ОУ ОЫ ОЯ ОЕ ОО
- Написать слова по опорным точкам:
ООЧКА ООМ ОАЗАР ООРОГА
- Написать словосочетания:
ГОЛУОЙ ОАНТ
ОЕЛАЯ ОУМАГА
ООЛЬШАЯ РАООСТЬ
ОЕЖАЛ ПО ООРОГЕ.
- Работа с загадками.
- Цветное коромысло через реку повисло (радуга);
- В дупле живет, орешки грызет (белка);
- Что за коняшки, на всех тельняшки? (зебры);
- Без рук, без топоренка, построена избенка (гнездо);
- В воде живет, нет клюва, а клюет (рыба).
12. Физкультминутка.
13. Работа с паронимами.
Какое слово я задумала? …ОЧКА (бочка, дочка), составить предложения.
14. Составление рассказа по опорным словам.
В, ЖИЛА, КЛЕТКЕ, ДЕТЕЙ, БЕЛОЧКА, ВОЛОДЯ, ЯБЛОКИ, ДЕНЬ, ЛЮБИЛИ, КАЖДЫЙ.
(У детей в клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех белочку любил Володя. Он каждый день приносил белочке яблоки)
15. Итог урока.
- Какие буквы различали?
- Чем они отличаются?