Тема логопедического занятия:
«Дикие и домашние животные» 4 класс
Цель: закрепление знаний по теме «Дикие и домашние животные»
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепление представления о домашних и диких животных, их внешнем виде, образе жизни, местах обитания повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания и памяти, речевого слуха, тонкой моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви и заботы о домашних и диких животных.
Оборудование. Картинки с животными, компьютер, карточки с заданиями, карандаши, тетради, зеркала, мяч.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами.
2. Отгадывание загадок. (слайд 1.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (Медведь) (слайд 2.)
***
По полю скачет-ушки прячет
Встанет столбом-ушки торчком (Заяц) (слайд 3.)
***
Ест траву, жует, молчит…
А потом пол дня мычит, Мне погладите бока-
Дам порного молока! (Корова) (слайд 4)
***
Мы хозяйственные птички!
По утрам несем яички
Людям к завтраку, а днем
Ходим, что нибудь клюем! (Курица) (слайд 5.)
***
Что за фыркающий хвостик?
У кого в иголках носик?
Что за шарик как репей,
Только бегает быстрей? (Ёжик) (слайд 6.)
***
У кого монеткой нос,
У кого крючочком хвост,
По бокам жирок белявый,
И щетиной весь оброс? (Свинья) (слайд 7.)
***
Что за чудище такое
В чаще леса завелось
Словно вешалка рогами
Ну конечно это – (Лось) (Слайд 8.)
***
Если видит-там чужой
Вздыбит шерсть и станет –злой
А хозяин на крылечке-
Хвост крутится в колечко! (Собака) (Слайд 9.)
II. Основная часть..
Л: Ребята назовите одним словом: собаку, козу, кошку?(животные)
Л: Эти животные живут с человеком. Какие это животные живущие с человеком? (Домашние)
-О домашних животных заботится человек. Как заботится человек о домашних животных? (кормит, поит, убирает, доит, ухаживает).
Л: Как назвать одним словом: медведь,волк, ёжик, лиса, заяц? (животные)
Л: Эти животные живут в дали от человека, в лесу, в дикой природе. Как называют этих животных живущих в дикой природе? (дикие животные).
-Дикие животные заботятся о себе сами. (находят корм, строят жилище, защищают своих детёнышей).
1.Постановка цели учителя перед детьми.
Л: Сегодня мы с вами будем говорить о диких и домашних животных, узнаем много интересного, что поможет нам в дальнейшем в жизни и поиграем в игры.
2. Игра «Мяч бросай и детеныша называй».
Л: Я кидаю вам мяч с названием животного, а вы мне в ответ бросаете мяч, называя его детеныша.
Л: медведь (медвежонок)
Л: коза (козлёнок)
Л: кошка (котёнок)
Л: лиса (лисенок)
Л: корова (теленок)
Л: волк (волчонок)
Л: лошадь (жеребёнок)
Л: заяц (зайчонок)
3. Дидактическая игра «Кто где живёт».
Л: На доске перед вами картинки с животными с одной стороны, а с др. стороны названия их жилья. Вам надо каждому животному найти свой дом. Для этого каждый выходит к доске читает и соединяет дом с нужным животным.
Медведь-берлога
Собака-конура
Заяц-куст
Корова-хлев
Лиса-нора
Лошадь-конюшня
Белка-дупло
Л: молодцы, вы хорошо справились с заданием.
4. Физминутка (слайд)
5.Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Л: На столах у Вас лежат карточки, на них написаны животные. Вам надо исключить лишнее животное и объяснить, почему вы это сделали- прохлопать его по слогам.
Заяц, медведь, волк, корова, лиса, кабан
Ко-ро-ва (3 слога)
Медведь, свинья, лошадь, собака, кошка.
Мед-ведь (2 слога)
Кошка, курица, собака, корова, лось.
Лось (1 слог)
Собака, кабан, лиса, заяц, волк, лось.
Со-ба-ка (3 слога)
Л: Индивидуально, зачеркнуть лишнее животное на картинке. Лось (1 слог)
6. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик- самый маленький,
Этот пальчик- самый слабенький,
Этот пальчик- самый длинный,
Этот пальчик- самый сильный,
Этот пальчик- толстячок.
А все вместе кулачок.
9. «Наложенные картинки».
Назвать животных по их классификации.
10. Итог занятия: «Кто чем питается?» (слайд)
- Медведь-мёд
- Ёж -грибы
- Белка -орехи
- Кошка-молоко
- Заяц- морковка
- Собака-косточка
- Корова-трава
- Лошадь-овес
- Закончи предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?