Тема занятия: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».
Программное содержание:
• Научить дифференцировать звуки [Р], [Л].
• Закрепить понятия буква, звук.
• Развивать фонематическое слуховосприятие, совершенствовать умение делать звуковой синтез слов.
• Развивать чувство ритма.
• Развивать мелкую моторику.
• Воспитывать чувство самостоятельности и ответственности.
Оборудование: игрушечный поющий цветок в горшочке (Цветик-самоцветик), артикуляционные профили, заготовки лепестков с заданиями, карточки с рисунками и буквы Р, Л для индивидуальной работы, индивидуальные тарелочки с манной крупой.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
(Выставляю перед детьми игрушечный цветок в горшочке. Звучит песенка.)
Я весёлый Цветик-самоцветик,
Просто глаз не оторвать.
И получится букетик,
Если много нас собрать.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня у нас такой необычный гость. Цветик-самоцветик приготовил для вас много разных вопросов и заданий. А спрятаны они под лепестками цветочка.
(Отрываю первый лепесток-задание, на котором изображены буквы Р и Л.)
3. Работа с артикуляционными профилями.
Как вы думаете, о чём Цветик-самоцветик хочет услышать? (О звуках и буквах Р и Л.) Что такое звук? Что такое буква? Рассмотрите артикуляционные профили. Что делают губки, зубки и язычок, когда мы произносим звуки [Р], [Л]? (Р – зубки разомкнуты, губки улыбаются, язычок ударяет по бугоркам, вибрирует; Л – зубки разомкнуты, губки улыбаются, язычок дотрагивается до верхних резцов. Оба звука согласные, звонкие.)
(Отрываю второй лепесток-задание, на котором изображены пальцы руки.)
4. Развитие фонематического слуховосприятия, мелкой моторики.
Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Играть пальчиками.)
Цветочек предлагает поиграть в игру «Листики дрожат – листики не дрожат».
Дети ставят локти на стол. При произнесении звука [Р], а также слогов с этим звуком, пальцы рук напрягаются и шевелятся – «листики дрожат». При произнесении [Л], кисти висят расслабленно – «листики не дрожат».
Р, Л, Л, Р, Л, РЫ, ЛО, РА, ЛУ, РО, ЛА.
(Отрываю третий лепесток-задание, на котором изображены ушко и ротик.)
5. Звуковой синтез слов.
А чем мы сейчас будем заниматься? (Будем ушками слушать, а ротиком говорить.)
Послушайте слово со звуком [Л], замените этот звук на звук [Р], назовите полученное слово.
ЖИЛ – ЖИР, ЛАМА – РАМА, ЛУКА – РУКА, ЛАК – РАК, ИГЛА – ИГРА, ЖАЛКО – ЖАРКО, ЛОЖКИ – РОЖКИ.
(Отрываю четвёртый лепесток-задание, на котором изображён скрипичный ключ.)
6. Логоритмика.
Цветик-самоцветик предлагает нам спеть и выполнить движения под музыку. Давайте споём песенку «Лети лепесток» (слова И. Григорьева, музыка Константина Костина.)
Знают все, что есть на свете сказочный цветок.
Где ты, цветик-семицветик, где твой лепесток?
Лети, лети, лепесток, с запада на восток,
А коснёшься земли, людям счастье дари.
Хочу по небу лететь и эту песенку петь,
С запада на восток, лети, лети, лепесток.
(Отрываю пятый лепесток-задание, на котором изображён вопросительный знак.)
7. Индивидуальная работа.
Цветик-самоцветик предлагает вам небольшие головоломки. Перед каждым из вас карточка с двумя рисунками. Догадайтесь, какой звук [Р] или [Л] есть в названии этих предметов, затем положите на картинку соответствующую букву.
(Отрываю шестой лепесток-задание, на котором изображена ручка.)
8. Работа над буквой.
Для чего же Цветик-самоцветик приготовил картинку с изображением ручки? Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Писать.) Действительно, писать, только необычным способом. Для вас приготовлены тарелочки с манной крупой. Я произнесу слово. Напишите пальцем по манке ту букву, которую первой услышите в слове: ЛАМПА, РАДОСТЬ, ЛОЖКА, ЛУНА, РОДИНА, РЫЖИК.
9. Подведение итога занятия.
У Цветика-самоцветика закончились все задания. Давайте напомним ему, чем мы сегодня занимались на занятии. Какие буквы были главными?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
Тема занятия: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».
Программное содержание:
Научить дифференцировать звуки [Р], [Л].
Закрепить понятия буква, звук.
Развивать фонематическое слуховосприятие, совершенствовать умение делать звуковой синтез слов.
Развивать чувство ритма.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать чувство самостоятельности и ответственности.
Оборудование: игрушечный поющий цветок в горшочке (Цветик-самоцветик), артикуляционные профили, заготовки лепестков с заданиями, карточки с рисунками и буквы Р, Л для индивидуальной работы, индивидуальные тарелочки с манной крупой.
Ход занятия.
Оргмомент.
(Выставляю перед детьми игрушечный цветок в горшочке. Звучит песенка.)
Я весёлый Цветик-самоцветик,
Просто глаз не оторвать.
И получится букетик,
Если много нас собрать.
Сообщение темы занятия.
Сегодня у нас такой необычный гость. Цветик-самоцветик приготовил для вас много разных вопросов и заданий. А спрятаны они под лепестками цветочка.
(Отрываю первый лепесток-задание, на котором изображены буквы Р и Л.)
Работа с артикуляционными профилями.
Как вы думаете, о чём Цветик-самоцветик хочет услышать? (О звуках и буквах Р и Л.) Что такое звук? Что такое буква? Рассмотрите артикуляционные профили. Что делают губки, зубки и язычок, когда мы произносим звуки [Р], [Л]? (Р – зубки разомкнуты, губки улыбаются, язычок ударяет по бугоркам, вибрирует; Л – зубки разомкнуты, губки улыбаются, язычок дотрагивается до верхних резцов. Оба звука согласные, звонкие.)
(Отрываю второй лепесток-задание, на котором изображены пальцы руки.)
Развитие фонематического слуховосприятия, мелкой моторики.
Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Играть пальчиками.)
Цветочек предлагает поиграть в игру «Листики дрожат – листики не дрожат».
Дети ставят локти на стол. При произнесении звука [Р], а также слогов с этим звуком, пальцы рук напрягаются и шевелятся – «листики дрожат». При произнесении [Л], кисти висят расслабленно – «листики не дрожат».
Р, Л, Л, Р, Л, РЫ, ЛО, РА, ЛУ, РО, ЛА.
(Отрываю третий лепесток-задание, на котором изображены ушко и ротик.)
Звуковой синтез слов.
А чем мы сейчас будем заниматься? (Будем ушками слушать, а ротиком говорить.)
Послушайте слово со звуком [Л], замените этот звук на звук [Р], назовите полученное слово.
(Отрываю четвёртый лепесток-задание, на котором изображён скрипичный ключ.)
Логоритмика.
Цветик-самоцветик предлагает нам спеть и выполнить движения под музыку. Давайте споём песенку «Лети лепесток» (слова И. Григорьева, музыка Константина Костина.)
Знают все, что есть на свете сказочный цветок.
Где ты, цветик-семицветик, где твой лепесток?
Лети, лети, лепесток, с запада на восток,
А коснёшься земли, людям счастье дари.
Хочу по небу лететь и эту песенку петь,
С запада на восток, лети, лети, лепесток.
(Отрываю пятый лепесток-задание, на котором изображён вопросительный знак.)
Индивидуальная работа.
Цветик-самоцветик предлагает вам небольшие головоломки. Перед каждым из вас карточка с двумя рисунками. Догадайтесь, какой звук [Р] или [Л] есть в названии этих предметов, затем положите на картинку соответствующую букву.
(Отрываю шестой лепесток-задание, на котором изображена ручка.)
Работа над буквой.
Для чего же Цветик-самоцветик приготовил картинку с изображением ручки? Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Писать.) Действительно, писать, только необычным способом. Для вас приготовлены тарелочки с манной крупой. Я произнесу слово. Напишите пальцем по манке ту букву, которую первой услышите в слове: ЛАМПА, РАДОСТЬ, ЛОЖКА, ЛУНА, РОДИНА, РЫЖИК.
Подведение итога занятия.
У Цветика-самоцветика закончились все задания. Давайте напомним ему, чем мы сегодня занимались на занятии. Какие буквы были главными?