Работа представляет собой конспект коррекционно-логопедического занятия с детьми первых классов с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи на «Дифференциация звуков [б] - [ п ]». Цель занятия: дифференциация звуков [б] - [ п ] на слух, различение в слогах, словах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Логопед: «Ребята, посмотрите на доску. Что это за певучие буквы?»
Ученики: «Гласные буквы».
Логопед: «Правильно, сейчас мы их оживим. Делаем глубокий вдох носом». Далее дети распевают гласные звуки плавно и непрерывно, параллельно сопровождая пение с движением пальцев и рук:
(на доске) АОУИЭЫ
А - дети разводят руки в стороны;
О - поднимают сведенные в кольцо руки вверх;
У – ладони собраны в кулак, большой палец смотрит вверх, дети выдвигают руки вперед;
И - ладони собраны в кулак, большой палец смотрит вверх, дети поднимают руки вверх;
Э – руки в стороны, немного согнутые в локтевом суставе;
Ы – подпрыгивание на месте с поднятием рук вверх.
Логопед: «А теперь сядут те, у кого в имени 2 слога. Далее сядут те, у кого в имени 3 слога. Молодцы, все сели».
II. Основная часть
Сообщение темы занятия, игра «Домики» - приложение 1.
Логопед: « Ребята, гласные буквы, которые на доске, пришли сегодня не одни, они привели двух братьев, а что это за братья вы мне скажете сами. (Дети смотрят на домики и тропинки, идущие к ним, затем читают слова по очереди и называют первый звук в слове и подчеркивают первую букву).
Скажите, пожалуйста, с какого звука начинаются слова, которые идут по первой тропинке?»
Ученики: «Слова начинаются со звука [б]».
Логопед: «А с какого звука начинаются слова, которые идут ко второму домику?»
Ученики: «Слова, идущие ко второму домику начинаются со звука [п]».
Логопед: «Правильно, ребята. К нам в гости пришли братья «Б» и «П». Давайте с ними познакомимся. (Дается характеристика звуков [б] и [п] с помощью кинестетических и тактильны ощущений). Какой звук [б], а звук [п]?»
Ученики: «Звук [б] звонкий (рисуют колокольчик на круглом окошке). Звук [п] глухой (перечеркивают колокольчик)».
Логопед: «А могут ли братья [б] и [п] быть твердыми или мягкими? (Ответы детей). Да, могут, и мы это докажем. Если буквы «б» и «п» встретятся с гласными АОУЭЫ, то какими они станут?
Ученики: « Да-до-ду-дэ-ды, та-то-ту-тэ-ты. Они станут твердыми «до посинения».
Логопед: «А если буквы б и п встретятся с гласными ЯЁЮЕИ, то какими они станут?»
Ученики: «Дя-дё-дю-де-ди, тя-тё-тю-те-ти. Они станут мягкими».
Физминутка
Игра на развитие фонематического слуха «Доскажи словечко»
Логопед: «Наши братья Б и П пришли с заданиями. Первое задание для самых внимательных. Перед вами карточки со слогами БА и ПА. Я говорю слово, но не до конца. Вы поднимаете тот слог, на который заканчивается слово. (У каждого ребенка на парте карточки со слогами БА и ПА).
Слова для задания:
Шай…(БА)
Ры…(БА)
Лу…(ПА) – уточняется значение слова;
Па…(ПА)
Тру…(БА)
Лам…(ПА)
Сто…(ПА)
Логопед: «Молодцы, здорово справились с заданием!»
Диктант с геометрическими фигурами (работа в тетрадях и у доски).
Логопед: «Ребята, а сейчас мы будем шифровать слова. Букву «б» мы зашифруем кружочком, а букву «п» зашифруем треугольником».
(Дети выходят по очереди к доске и записывают слова, параллельно идет работа в тетради).
Слова для записи: бок, парк, бабочка, апрель, папка, победа, барабан, лапа.
Задание «Кто в домиках живет?»
Логопед: «А вы умеете различать братьев «б» и «п» на слух? Сейчас мы это проверим». ( Перед детьми 2 коробочки: в одну дети опускают картинки, в названии которых есть звук [б], а в другую коробку картинки, в названии которых есть звук [п]. При этом дети называют положение звука в слове: начало, середина или конец).
Картинки для задания:
Собака бусы
Банан браслет
Бабочка парта
Автобус апельсин
Забор робот
Пенал барабан
Подведение итогов занятия – актуализация полученных знаний.
Логопед задает вопросы по пройденной теме, о звуках и буквах Б и П. Просит дать характеристику звуков [п] и [б], придумать слова на заданные звуки.