Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности
«Дифференциация звуков»
ПОДГОТОВИЛА:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8»
Белова Ирина Александровна
Задачи:
Закрепить слияние букв в один слог и в слова.
Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов.
Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».
Печатание данных слогов.
Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
Учить соотносить звук с символом.
Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.
Ход занятия:
Организационный момент:
Игра «Скажи наоборот».
У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.
У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.
У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.
И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.
Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.
У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.
Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.
II. Знакомство с новой темой:
Артикуляционная гимнастика
Вкусное варенье;
Грибок;
Барабанчик.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Приготовьте руку.
Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.
Ветерок слабый!
Наберите воздух, подуем сильно — сильно! Ветер сильный и быстрый!
Повторение стихотворения:
Кыш – кыш — кыш – шумит камыш,
Притаилась мама — мышь.
«Не шумите, камыши!
Испугались малыши,
Разбежались кто куда,
Вот несчастье, вот беда!»
Игра «Угадай, чья песня».
«С» – это песня воды,
«Ш» – это песня змеи.
Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».
Игра «Дирижер»
Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.
Если опускаю вниз – песню воды.
Прочитайте слоги:
СА СО СУ ША ШО ШУ;
ША ШО ШУ СА СО СУ;
АР ОР УР АР ОР УР;
АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.
Прочитайте слова: Саша.
Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.
Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.
Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у Снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром
Повторение чистоговорок:
Ша – ша – ша — маша моет малыша,
Шу – шу – шу — я письмо пишу,
Ши – ши – ши — наши каши хороши,
Шо – шо – шо — отвечаем хорошо,
Ши – ши – ши — зашумели камыши.
Прочитайте слоги:
РА РО РУ СМА СМО СМУ;
МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;
Выкладывание слогов под диктовку:
САШ СОШ СУШ;
ШУС ШОС ШАС;
Чтение предложений:
Марш хорош.
Саша хорош.
Маша хороша.
Шар хорош.
III. Итог.
Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?
Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!