1.Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, находить их в словах, определять место звуков [с], [ш] в словах, научить ориентироваться на плоскости листа.
2. Развивать фонематический слух на основе игр:
навык звукового и слогового анализа и синтеза через упражнения;
мелкую моторику рук при помощи тактильного опознания, упражнения с шариками «Марблс»
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах.»
Тема: Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах.
Задачи:
1.Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, находить их в словах, определять место звуков [с], [ш] в словах, научить ориентироваться на плоскости листа.
2. Развивать фонематический слух на основе игр:
навык звукового и слогового анализа и синтеза через упражнения;
мелкую моторику рук при помощи тактильного опознания, упражнения с шариками «Марблс»
Оборудование: шарики «Марблс», зеркало, карточки с изображением змеи, крана, карточки с цифрами, дидактическая игра «Укрась елку».
Ход занятия:
Организационный момент
- Как мы должны говорить на занятии?
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим
Подготовительная часть.
Возьмите баночки с шариками «Марблс».
Отложите столько шариков, сколько звуков в слове сок? Назовите первый звук?
Отложите столько шариков, сколько звуков в слове шуба? Назовите первый звук?
- Какие звуки выделили в словах? (с – ш)
- Кто может сформулировать тему нашего занятия?
( Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах.)
Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах и словах.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать меня, своих товарищей и не выкрикивать).
Основная часть.
Уточнение артикуляционных и акустических признаков [с][ш].
(Работа с зеркалом)
- Давайте я произнесу звук [с], послушайте, он похож, на песенку водички с – с – с (так течет вода)
- Возьмите зеркало, произнесите звук [с], в каком положении губы (губы улыбаются), где расположен язычок (за нижними зубками), дует «холодный ветерок», звук [с] – согласный, глухой.
- А теперь послушайте я произнесу звук [ш], так шипит змея.
- Возьмите зеркало, произнесите звук [ш], в каком положении губы (губы округлены), где расположен язычок (за верхними зубками), дует «теплый ветерок», звук [ш] – согласный, глухой.
Вывод: Если произносим звук [ш] где находится язычок, вверху, если
произносим звук [с] язычок, внизу.
Игра «Слушай внимательно»
- Я буду произносить звуки [с], [ш], а вы услышав звук [Ш] будете поднимать руки вверх, а услышав звук [С] вниз:
С – С – Ш – С – Ш – Ш – С – Ш
- в слогах:
СА – ШУ – ИС – ОШ – АС – СО
3.Звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд.
У каждого ученика ряд цифр от 1 до 10. При помощи цифр ребёнок определяет количество звуков в слове и на каком по счёту месте находится звук [С] или [Ш].
- Вы должны добавить к слову слог «са» или «ша», назвать целое слово.
кА - …., ли- …., ко-…, кры-…., колё-…., лап-… .
5. Физминутка
"Наша елка велика" (круговое движение руками), Наша елка высока (вставать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носки), Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы елка захотела В гости к нам прийти опять! (Пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс...)
6. Игра «Поможем Дедушке Морозу нарядить ёлку».
- Какой приближается праздник? ( Новый год)
- Кто приносит детям подарки? (Дедушка Мороз)
- А какое дерево мы украшаем на новый год? ( Ель)
- Сейчас мы с вами поможем Дедушке Морозу украсить елочки разноцветными шарами., но шарики для нашей елочки непростые, они с картинками. Одну елочку мы будем украшать шариками с картинками со звуком [с], а другую со звуком [ш].
Рисунок 1
7. Работа в тетрадях.
-Возьмите фишку и положите её в начале строки. Обведите и впишите соответствующую букву, [с].
- Фишку положите в середине той же строки и выполните те же действия, впишите букву [ш].
- Запишите слова которые мы разложили под соответствующими значками: