- развивать умение слушать и слышать логопеда, товарищей;
- воспитывать дисциплину.
Оборудование:
- компьютерная презентация занятия, выполненная в PowerPoint;
- зеркала на каждого ребёнка;
- индивидуальные карточки со словами, словосочетаниями, предложениями.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я прошу вас стать в полукруг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь и пожмите руки друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
Прошу занять свои места.
Чистоговорки:
Ру-ру-ру- сосны стройные в бору
Ло-ло-ло- снег прошел, вокруг бело
Жу-жу-жу- я с тобой дружу
II. Мобилизирующий этап.
1.Сюрпризный момент, определение задач занятия.
Предлагаю отгадать тему нашего занятия. Обведите у себя на листочках буквы русского алфавита. Какие буквы вы обвели? О-У.
Логопед: Сегодня мы будим различать звуки [о]-[у] и буквы О-У. (Слайд № 2)
2.Звуковая разминка с гласными:
-чтение таблиц с гласными в столбик;
- (дорожка гласных – а О ы э и, и а У э О, э У и ы О а)
Задание 1-ое – игровое, поможет нам снять напряжение.
Я буду называть разные звуки, слоги и слова. Услышите звук [о]- “охните”, а если звук [у]- “ухните”. (Слайд № 3)
III.Основная часть.
1.Характеристика звуков и букв.
Логопед:Теперь давайте попробуем дать звукам сравнительную характеристику. Чем они похожи и в чём различны? Возьмите свои зеркала, произносим звуки.
Звук [У] – гласный (символ –треугольник вниз)
При его произнесении губы сильно вытянуты вперёд, щёки сдуты. Для выхода воздуха остаётся узкая щель.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем
Звук [О] – гласный (символ –кружок)
При его произнесении губы округлены. Остаётся более широкое отверстие для выхода воздушной струи.
Губы дружно округлим,
Букву О изобразим.
Логопед: Ребята, перед вами ряд букв. Вам необходимо найти все буквы О и У, букву О обводим в круг, а букву У – в треугольник вершиной вниз.
2.Работа со словами
2 задание
Посмотрите на экран (Слайд № 5, 6). Составьте пары слов из первых звуков названий картинок: СТОЛ - СТУЛ; РОЛЬ - РУЛЬ. Эти слова похожи по звучанию, но пишутся они по разному и значение у них тоже разное. Такие слова называются паронимами. Какими буквами они отличаются? ( О-У).
Пусть наши глаза чуть отдохнут, выполним упражнение для глаз.
3 задание
Чтение слов
Сло п
Сту т
Кну с
Кру н
Кро л
Сто м
Гно з
4 задание
Составьте пару слов из букв, написанных в геометрических фигурах. В треугольниках загадано одно слово, а в квадратах другое. Сравните слова по звучанию и значению. (Слайд № 8)….переделать
Логопед:Что обозначает слово “мошка” (насекомое), слово “мушка”(искусственная родинка)?
5 задание
ИГРА «Слово или слог»
Выпишите в тетрадь только слова. Слайд №
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Логопед: у нас зима, вот и поиграем со снежком.
Кружатся снежинки /плавно кружатся вокруг себя/ В воздухе морозном. Падают на землю /медленно приседают/ Кружевные звезды. Как на горке снег, снег, /руки вверх, показать горку/ И на елке снег – снег, /руки в стороны, покачивание/ И на шапке снег – снег, /отряхивание снега с шапки/ И на шубке снег – снег, /отряхивание с шубки/ На перчатках снег – снег, /потряхивание кистями/ На сапожках снег – снег... /топают ногами/ Все бело – бело – бело, Много снега намело.
6 задание –«Веселый фотограф»
Слуховой диктант. Запишите слова с буквами О-У в два столбика. (Слайд № 15)
Логопед: Какими буквами отличаются слова? Объясните значение слов: стопа, ступа, сорок, сурок, состав, сустав.
-Устно составим словосочетания со словами.
7 задание
«Запомни квадраты» , запиши и придумай слова на данные слоги.
8 задание
«Пирамида» - чтение слов.
9 Задание
Работа с пословицами (чтение по стрелкам и анализ).
Ум хорошо, а два лучше.
Чужим умом умен не будешь.
10 Задание
-Прочитайте описание времен года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.
-Прочитайте текст «про себя». Зачеркните «лишние» предложения. Прочитайте восстановленный текст вслух. К какому времени года относятся вычеркнутые предложения?
Зима
Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.
Логопед: Ребята, все задания мы выполнили. Давайте вспомним с какими звуками и буквами мы сегодня выполняли задания?