Занятие направлено на дифференциацию звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Занятие проводится в форме игры "путешествие в магазин игрушек".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [С], [Ш]»
Занятие направлено на дифференциацию звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Занятие проводится в форме игры "путешествие в магазин игрушек".
Конспект логопедического занятия с учащимися 2-го класса
"Дифференциация звуков [С]–[Ш]".
Цель: Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях, текстах.
Задачи:
закреплять знания о согласных звуках,
развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
упражнять в написании слов с заданной буквой;
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
учить элементам словообразования;
продолжать учить составлять словосочетания и предложения;
активизировать у учащихся наблюдательность, развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? Ученики: Звуки[С], [Ш].
Логопед: Правильно, ребята. Сегодня мы будем учиться слышать звуки [С],[Ш], произносить, а также различать их.
- Мы отправимся с вамив магазин игрушек. Для начала вспомним как образуются эти звуки.
1. Артикуляция звуков.
- Ребята, посмотрите на меня и скажите какое положение, занимают губы, когда я произношу звук [С]?
- Губы занимают положение «улыбочки».
- Когда я произношу звук [Ш], что происходит с губами?
- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».
- Ребята, где находится язычок при произношении звука [С]?
- Язычок находится за нижними зубами.
- Что происходит с язычком, когда мы произносим звук [Ш]?
- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».
- Давайте проверим характер воздушной струи.
- Воздушная струя при произношении звука [С] холодная, а при произношении звука [Ш] теплая.
2.Характеристика звуков.
- Что мы можем сказать о звуках [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные?
- Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык.
- Ребята, [С], [Ш] звонкие или глухие?
- Глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают.
- Ребята, что вы еще знаете об этих звуках?
- [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый.
- Правильно, ребята. А сейчас мы будем учиться слышать эти звуки.
- Точечный массаж.
3.Развитие фонематического слуха.
3.1Игра «Топни-хлопни»
Логопед: Чтобы попасть в магазин игрушек, нам надо поиграть в игру «Топни, хлопни». Я буду произносить слоги. Если вы услышите [С]-топните, если услышите [Ш]-хлопните.(Руки и ноги символизируют положение языка).
са, шо, су, шу, ас итд.
-Молодцы! Вот мы около магазина. Теперь надо открыть дверь.
3.2Игра «Нажимаем на кнопки»:
са-ша-са, шо-со-шо, су-шу-су итд.
Логопед: Молодцы! Но дверь все равно не открывается. Надо выполнить ряд заданий, чтобы она открылась.
4. Звуки [С],[Ш] в слогах.
- Давайте правильно прочитаем чистоговорки:
Са-са-савотлетитоса
Ша-ша-шауменялапша
Су-су-сумывиделилису
Шу-шу-шуяфлажкоммашу
Со-со-соуСашиколесо
Шо-шо-шолетомхорошо
Логопед: Молодцы!
5.Звуки[С],[Ш] в словах.
5.1 Игра «Найди пару»
– Следующее задание «Найди пару». Посмотрите на доску и найдите картинки, которые отличаются только одним звуком:
кашка-каска, крыса-крыша, мишка-миска, уши-усы;
Логопед: Правильно. С заданием справились. Мы сейчас откроем замок(пальчиковая гимнастика «Замок»).
5.2 Игра «Назови правильно»
Логопед: В магазине много разных игр и игрушек: шахматы, мяч, пианино итд. Ребята, скажите пожалуйста кто
играет в шахматы? (шахматист)
играет в футбол? (футболист)
играет в пианино? (пианист)
играет в хоккей? (хоккеист)
играет на баяне? (баянист)
ведет поезд? (машинист)
поднимает штангу? (штангист)
Логопед: Сейчас мы эти слова зашифруем. Я буду называть слово, а вы будете писать только буквы С и Ш. Но сначала сделаем массаж кистей и пальцев рук.
-Назовите сначала игрушки со звуком[С], а потом со звуком[Ш]. Покажите место звука в словах звуковой линейкой:
Лиса, слон, мишка, лягушка, кошка,
5.5Звуковой анализ слова
Мишка
-Сколько слогов в слове, сколько гласных, какие, сколько согласных, какие, что получится, если в слове мишка звук [Ш] заменить звуком [С] ? (Ответы детей).
5.6 Упаковать игрушки.
Логопед: Помогите продавцу упаковать все игрушки, подобрав коробки для подарков. Разделите названия игрушек на слоги и вы узнаете куда ее положить. В первой коробке названия с 1 слогом, во второй –с 2-мя, в третьей-с 3-мя.
- Ребята, скажите, какую игрушку положим в первую коробку, вторую, третью?
Дети отвечают.
- Слона.
-Мишку, кошку, лису
-Лягушку, лошадку, собаку
-Молодцы!
5.7 Загадка про матрешку.
-Я хочу вам загадать загадку про одну игрушку.
Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка)
-Правильно, матрешка. Давайте произнесем слово матрешка ласково.
- Матрёшечка.
- Ребята, когда мы можем употреблять слово матрешка, а когда матрешечка?
- Матрешка большая, а матрешечка маленькая.
6. Звуки С],[Ш] в словосочетаниях.
6.1 «Сосчитай матрешки»
-Правильно, ведь в большой матрешке хранится несколько игрушек-матрешек.
Давайте посчитаем, сколько всего у нас матрешек.
- Одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек итд.
6.2 Слова-признаки к слову матрешка.
- Ребята, скажите, а матрешка какая? Подберите слова признаки к слову матрешка. Я даю вам время подумать, внимательно послушайте песенку про матрешку (включается песенка).
- Красивая, деревянная, красочная…, русская (Ответы детей).
7. Звуки [С], [Ш] в предложениях.
- Используя словосочетание, русская матрешка закончите предложения:
У меня есть ….
У моего друга нет ….
Я подошел к ….
Я любуюсь…
Я писал сочинение о…
8. Звуки [С], [Ш] в тексте.
- Действительно ребята, матрешка - очень красивая кукла. Прочитайте, как описывают матрешку в рассказе. (Дети читают рассказ по индивидуальным карточкам)
Ру… кая матре… ка.
Матре… ка – это деревянная кукла. Ру…кие ма…тера наделили матре… ку кра…отой. У матре…ки…иние глаза, алые губки. Нарядная… аль и яркое платьеукра…ают игру…ку. Ру…каяматре… ка – луч …ий подарок.
- Ответьте на вопросы:
- Из чего сделана матрешка? Как выглядит эта игрушка?
III Итог занятия.
- Наше путешествие в магазин игрушек подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать [С], [Ш].
- Скажите, чем отличаются артикуляции [С], [Ш]?
- Чем отличаются характеристики этих звуков?
Рефлексия.
Ребята, покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – повесьте на доску грустный смайлик, если хорошо - то веселый.(Дети вешают смайлики).