kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дифференциация звуков Р и Л»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель данной работы дифференциация звуков Р и Л в слогах, словах, предложениях и текстах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков Р и Л»»

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»



Цель: дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки, Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки, Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте ребята!- Здравствуйте!

- Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Задание «Собери букву»

Ребята я вам сейчас дам разрезные картинки, а вам нужно будет собрать из них буквы.

2. Основная часть. Знакомство с буквой и звуком.

Звук Л – гласный или согласный? Звук согласный, мы его не можем пропеть. Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык? Язычок упирается в верхние зубы. Губы растянуты в улыбки и в дальнейшем принимают положение следующего гласного. Зубы друг от друга находятся на расстоянии.

А звук Р? Гласный или согласный звук? Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык? Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя. Губы растянуты в улыбки и в дальнейшем принимают положение следующего гласного. Зубы друг от друга находятся на расстоянии.

-Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

3. Определение цели занятия: Кто мне скажет с какими звуками мы будем сегодня работать???

- Ребята я должна вас предупредить, что на нашей улице живут необычные герои и что бы нам с ними познакомиться и найти где они живут, нам придется выполнять различные задания. Вы готовы????

Задание № 1. По первым буквам картинки нужно назвать хозяина домика. (Буратино) А интересно кто же живет в домике на против. (Мальвина) Кто мне скажет какой звук есть в имени нашего первого героя? А у второго? Распределите их под нашими буквами.

-Эти ребята кое-что подготовили для нас.

4. Артикуляционная гимнастика

Первый домик. - Сейчас я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л . Молодцы пошли дальше.

Второй домик. - На доске есть разбросанный алфавит сейчас по очереди вам нужно будет собрать из данных букв слоги, одни – со звуком Р, другие – со звуком Л.

РА ЛА ЛО РО РУ ЛУ ЛЫ РЫ РЭ ЛЭ. Правильно, пошли дальше.

Пальчиковая гимнастика. Ребро, кулак, ладонь.

Третий домик: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л. Помидо… Пена… Забо… Ме… Вокза… Топо… Сто… Сыр…

Четвертый домик. Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ. В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Физкультминутка:

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

Пятый домик: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово. Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука – Рука Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

-Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.

В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

А теперь попробуем отгадать загадки. Слова: Волк, корова, Козёл, Осёл, Львица, Рысь, Лошадь, Олень.

- Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? ( в середине)

- Рыжий молокозавод, день жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко, переделать в молоко (корова)

- С бородой, На свет явился

И ни разу, Не побрился. (Козёл)

-Похожий на пони, Но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь, Упрямец ужасный. (Осёл)

Уж очень вид у них чудной: У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой. На что она обижена? (Львица)

Шерсть как шёлк у киски, А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь», Посерьёзней киски (Рысь)

Чемпионка в быстром беге, Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес. Воду, сено и овес. (Лошадь)

Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста. Олень

- Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и показал нашим героям не правильную дорогу. Нужно исправить эти ошибки.

5..Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?







Помидо… Пена… Забо… Ме… Вокза… Топо… Сто… Сыр…





В лесу летают кома...; Дети сели за сто...;

У нас воздушные ша...;

В доме вымою по...

_АК

_АМА ИГ_А _УКА _ОЖКИ _ОЖЬ

ЖА_КО КО_ОБОК





1.Это чей тоскливый вой

часто слышится зимой?

2.Рыжий молокозавод,

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко,

Переделать в молоко

3. С бородой, На свет явился

И ни разу, Не побрился.

4. Похожий на пони,

Но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь,

Упрямец ужасный.

5. Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.

На что она обижена?

6. Шерсть как шёлк у киски,

А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»,

Посерьёзней киски

7. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес.

Воду, сено и овес.

8. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.





















Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или»Р») есть в названиях этих картинок (РАК, РЫБАК. РУКАВ, КОМАР, ПОВАР, КОЗЁЛ, ЛОБ, ФАКЕЛ, ЛУК, БЕРЛОГА, ЖУРНАЛ).

Давайте теперь составим из этих картинок волшебную цепочку. Картинки – берлога и журнал убираются, а из остальных дети по очереди выкладывают цепочку, в которой каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Дети комментируют свои действия: «В слове «РАК» последний звук «К», значит, следующая картинка будет «КОМАР».

Волшебная цепочка: РАК – КОМАР – РЫБАК – КОЗЁЛ – ЛОБ(П) – ПОВАР –

РУКАВ(Ф) – ФАКЕЛ – ЛУК.

А теперь, я хочу попросить наших уважаемых гостей выбрать из этой цепочки четыре любых слова, а вы составите звуковые схемы этих слов.

- Предложите, пожалуйста, слово для Леры, (для Гриши, для Толика, для Никиты).

Двое детей выкладывают схемы над картинками, двое под картинками, определяют количество слогов.

Третье задание «Что у кого?»:

У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).

У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л», а Мила любит предметы со звуком «Р». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок).

Четвёртое задание «Скажи, какой?»:

(образование относительных прилагательных)

Снасть для рыболова — рыболовная снасть Матрац из поролона — поролоновый матрац Курорт для горнолыжников — горнолыжный курорт Каша из перловки — перловая каша Пломбир из шоколада — шоколадный пломбир Скорлупа от яйца — яичная скорлупа Браслет из кораллов — коралловый браслет Лак из перламутра — перламутровый лак Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер

Пятое задание «Составь предложение»:

Дети получают опорные картинки: РЫБОЛОВ – ВЕДРО, КРОКОДИЛ – ЗЕБРА, СОРОКА – КРЫЛЬЯ, ДЕВОЧКА – ЗЕРКАЛО. Задание: составить предложение, в котором были бы слова со звуками «Л», «Р». Например: РЫБОЛОВ ПОЙМАЛ ЦЕЛОЕ ВЕДРО РЫБЫ. ГОЛОДНЫЙ КРОКОДИЛ ПОЙМАЛ И СЪЕЛ ЗЕБРУ. У БЕЛОБОКОЙ СОРОКИ ДВА ЧЁРНЫХ КРЫЛА. ДЕВОЧКА УРОНИЛА И РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО.

Шестое задание «Сказочное»:

Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?

«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»

Седьмое задание «Узнай, напиши, прочитай»:

- Угадай, какие буквы спрятались

- Расставь буквы по росту и прочти слово

Занятие подошло к концу. Смешарикам очень понравилось, как вы занимались. Теперь вы можете с ними поиграть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Дифференциация звуков Р и Л»

Автор: Вагапова Людмила Руслановна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Индивидуальное  логопедическое занятия по теме  "Дифференциация  звуков [Р] - [Л]" "
    ["seo_title"] => string(86) "individual-noie-loghopiedichieskoie-zaniatiia-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-r-l"
    ["file_id"] => string(6) "102779"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402551424"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Подгрупповое занятие "Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, словосочетаниях " "
    ["seo_title"] => string(94) "podghruppovoie-zaniatiie-diffierientsiatsiia-zvukov-l-r-v-sloghakh-slovakh-slovosochietaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "217885"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433505899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Дифференциация звуков и букв К-Г""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_na_temu_differentsiatsiia_zvukov_i_bukv_k_g"
    ["file_id"] => string(6) "585294"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629054051"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект занятия           по подготовке будущих первоклассников к школе           по теме :  « Дифференциация звуков и букв С-Ш» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-zaniatiia-po-podghotovkie-budushchikh-piervoklassnikov-k-shkolie-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-i-bukv-s-sh"
    ["file_id"] => string(6) "237238"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444248460"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по развитию речи "Дифференциация звука Ж""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_po_razvitiiu_riechi_diffierientsiatsiia_zvuka_zh"
    ["file_id"] => string(6) "462259"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521281940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства