Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков Р и Л»»
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
развитие фонематического восприятия;
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топать)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки, Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки, Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте ребята!- Здравствуйте!
- Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Задание «Собери букву»
Ребята я вам сейчас дам разрезные картинки, а вам нужно будет собрать из них буквы.
2. Основная часть. Знакомство с буквой и звуком.
Звук Л – гласный или согласный? Звук согласный, мы его не можем пропеть. Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык? Язычок упирается в верхние зубы. Губы растянуты в улыбки и в дальнейшем принимают положение следующего гласного. Зубы друг от друга находятся на расстоянии.
А звук Р? Гласный или согласный звук? Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык? Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя. Губы растянуты в улыбки и в дальнейшем принимают положение следующего гласного. Зубы друг от друга находятся на расстоянии.
-Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
3. Определение цели занятия: Кто мне скажет с какими звуками мы будем сегодня работать???
- Ребята я должна вас предупредить, что на нашей улице живут необычные герои и что бы нам с ними познакомиться и найти где они живут, нам придется выполнять различные задания. Вы готовы????
Задание № 1. По первым буквам картинки нужно назвать хозяина домика. (Буратино) А интересно кто же живет в домике на против. (Мальвина) Кто мне скажет какой звук есть в имени нашего первого героя? А у второго? Распределите их под нашими буквами.
-Эти ребята кое-что подготовили для нас.
4. Артикуляционная гимнастика
Первый домик. - Сейчас я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когдауслышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л . Молодцы пошли дальше.
Второй домик.- На доске есть разбросанный алфавит сейчас по очереди вам нужно будет собрать из данных букв слоги, одни – со звуком Р, другие – со звуком Л.
Третий домик:Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.Помидо… Пена… Забо… Ме… Вокза…Топо… Сто… Сыр…
Четвертый домик.Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...
Физкультминутка:
Буратино потянулся,Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,Надо на носочки встать.
Пятый домик:Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука – Рука Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
-Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Вот и поездстоит. У него 3 вагончика. Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
А теперь попробуем отгадать загадки. Слова: Волк, корова, Козёл, Осёл, Львица, Рысь, Лошадь, Олень.
- Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? ( в середине)
- Рыжий молокозавод, день жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко, переделать в молоко (корова)
- С бородой, На свет явился
И ни разу, Не побрился. (Козёл)
-Похожий на пони, Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь, Упрямец ужасный. (Осёл)
Уж очень вид у них чудной: У папы – локоны волной, А мама ходит стриженой. На что она обижена? (Львица)
Шерсть как шёлк у киски, А на ушах кисти. Только вряд ли скажешь «брысь», Посерьёзней киски (Рысь)
Чемпионка в быстром беге, Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес. Воду, сено и овес. (Лошадь)
Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста. Олень
- Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и показал нашим героям не правильную дорогу. Нужно исправить эти ошибки.
5..Итог занятия.
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?
Помидо… Пена… Забо… Ме… Вокза… Топо…Сто…Сыр…
В лесу летают кома...; Дети сели за сто...;
У нас воздушные ша...;
В доме вымою по...
_АК
_АМА ИГ_А _УКА _ОЖКИ _ОЖЬ
ЖА_КО КО_ОБОК
1.Это чей тоскливый вой
часто слышится зимой?
2.Рыжий молокозавод,
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко,
Переделать в молоко
3. С бородой, На свет явился
И ни разу, Не побрился.
4. Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь,
Упрямец ужасный.
5. Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной, А мама ходит стриженой.
На что она обижена?
6. Шерсть как шёлк у киски,
А на ушах кисти. Только вряд ли скажешь «брысь»,
Посерьёзней киски
7. Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес.
Воду, сено и овес.
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или»Р») есть в названиях этих картинок (РАК, РЫБАК. РУКАВ, КОМАР, ПОВАР, КОЗЁЛ, ЛОБ, ФАКЕЛ, ЛУК, БЕРЛОГА, ЖУРНАЛ).
Давайте теперь составим из этих картинок волшебную цепочку. Картинки – берлога и журнал убираются, а из остальных дети по очереди выкладывают цепочку, в которой каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Дети комментируют свои действия: «В слове «РАК» последний звук «К», значит, следующая картинка будет «КОМАР».
А теперь, я хочу попросить наших уважаемых гостей выбрать из этой цепочки четыре любых слова, а вы составите звуковые схемы этих слов.
- Предложите, пожалуйста, слово для Леры, (для Гриши, для Толика, для Никиты).
Двое детей выкладывают схемы над картинками, двое под картинками, определяют количество слогов.
Третье задание «Что у кого?»:
У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).
У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л», а Мила любит предметы со звуком «Р». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок).
Четвёртое задание «Скажи, какой?»:
(образование относительных прилагательных)
Снасть для рыболова — рыболовная снасть Матрац из поролона — поролоновый матрац Курорт для горнолыжников — горнолыжный курорт Каша из перловки — перловая каша Пломбир из шоколада — шоколадный пломбир Скорлупа от яйца — яичная скорлупа Браслет из кораллов — коралловый браслет Лак из перламутра — перламутровый лак Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер
Пятое задание «Составь предложение»:
Дети получают опорные картинки: РЫБОЛОВ – ВЕДРО, КРОКОДИЛ – ЗЕБРА, СОРОКА – КРЫЛЬЯ, ДЕВОЧКА – ЗЕРКАЛО. Задание: составить предложение, в котором были бы слова со звуками «Л», «Р». Например: РЫБОЛОВ ПОЙМАЛ ЦЕЛОЕ ВЕДРО РЫБЫ. ГОЛОДНЫЙ КРОКОДИЛ ПОЙМАЛ И СЪЕЛ ЗЕБРУ. У БЕЛОБОКОЙ СОРОКИ ДВА ЧЁРНЫХ КРЫЛА. ДЕВОЧКА УРОНИЛА И РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО.
Шестое задание «Сказочное»:
Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?