Зачастую дети, усвоив верное произношение и звука С, и звука Ш, путают их между собой. Чтобы избавиться от данного смешения существует определенный комплекс упражнений.
Во-первых, расскажите ребенку, что артикуляция данных звуков сильно отличается друг от друга. При произношении звука С язычок находится у нижних зубок, а при произношении звука Ш – поднят к небу. Прикрепила профили этих звуков, с помощью которых ребенку можно будет не только это рассказать, но и показать.Далее дифференциация ведется постепенно, последовательно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мотивационная актуализация. Выход на цели занятия. Поиграем в игру «Шестой лишний» (даются слова на экране; дети вставляют буквы и называют лишнее слово). …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка. Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.
II. Речевая зарядка. са-ша-са шо-со-шо ус-уш-ус аш-ос-уш усы-уши и т.д.
III. Дифференциация звуков С-Ш:
1. Дифференциация С-Ш изолированно.
-Кто догадался, ребята, какая тема нашего сегодняшнего занятия? Дети отвечают: звуки [С]-[Ш] и буквы С-Ш. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем же они похожи и чем отличаются. Дети отвечают: звук С-согласный, глухой, твёрдый. Ш- согласный, глухой, всегда твёрдый. Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков. Отличия заключаются в красную рамку.
ЗВУКИ
С
Ш
Гласный или согласный?
Твёрдый или мягкий?
Звонкий или глухой?
2. Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах.
А) Чтение слогов по слоговой таблице. -А теперь, ребята, читаем слоги по таблице слева направо:
шас-саш шос-сош шус-суш шис-сыш шес-сэш
сша-шсо сшо-шсо сшу-шсу сши-шсы сше-шсе
Б) Игра с мячом. -Ребята, вы должны будете менять звук [Ш] на [С], или [С] поменять на [Ш] в слогах, перекидывая мяч. ша - са, шо -…, су -…,ши-…, сэ-…., ша, ша - са, ша; ши, ши - си, ши, со, со-…..и т.д
В) Игра «Измени слово». -Подумайте, какой звук надо поменять в слове, чтобы получить новое слово:
мишка - касса -
каска- маска-
басня- сутки-
Г) Упражнение в употреблении словосочетания пушистый хвост.
Ответьте на вопросы. Кто в шахматы играет? На гитаре? Кто спортом занимается? И т.д
Ж) Спряжение глаголов в настоящем времени.
- Измени слова:
Я штопаю- и ты ... Он штопает- и вы….. Мы штопаем - и они ... А теперь измените следующие глаголы: Спешить в лес за сосновыми шишками. Спешить из леса с сосновыми шишками. IV. Физкультминутка. А) Развитие сенсомоторного репертуара. Повторяют за учителем стихотворение «Лягушки». (Дети встают и маршируют на месте) Б) Глазодвигательные упражнения. Смотрят на экран (презентация звуки: с-ш)
V. Дифференциация [C]-[Ш] во фразах. Логопед читает рассказ и задаёт вопросы по тексту «Сосна». Затем дети пересказывают текст.
VI. Итог занятия.
Ребята, какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии? Чем они похожи и чем отличаются? В чём особенность этих звуков?