I Организационный момент. II Развитие артикуляционной моторики. III Основной этап. 1 Введение в тему. 2.Сообщение темы. 3.Изучение нового материала. IV Закрепление нового материала. V Итог занятия | 1.Приветствие. 2.Дежурная буква. 3.Стихи по теме. 1.Дыхательная гимнастика 2Артикуляционная гимнастика. 3.Речевая зарядка. 1.Введение в тему. (На картинке мальчик Р. ма, девочка Р.та.) 2.Стихотворение о твёрдых и мягких согласных звуках. Что делать? Как быть? 3.Актуализация знаний. Тема занятий: Дифференциация Р и Р. 1Сравнительная характеристика звуков Р и Р (в стихах) 2.Сравнительная таблица, артикуляционные профили звуков Р-Р. 3.Отгадай, на какой трубе играют? 4. Развитие слухового восприятия по различению Р-Р. Игра. Р-(твёрдый)-топаем Р-(мягкий,-хлопаем Упражнение. Слушай- повторяй. Упражнение для глаз. Дифференциация РиР в слогах. Игра. По дорожке шагаем и слоги называем. Ра-Ря Ро-Ре Ру-Рю Ры-Ри Рэ-Ре -Упражнение. Произнесём первые слоги в словах, где Р(мягкая) Таблица. После мягких согласных пишем гласные:Я,Е,Ё.Ю,И. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дифференциация Р и Р в словах. 1.Задание. Поиск места звука Р или Р в слове. 2.Выбор слога с нужным звуком. Физминутка- логоритмика. Дифференциация Р – Р в предложении. Задание: Прочесть предложение, вставить пропущенные буквы Р или Р (Р – синяя), (Р – голубая) Лексико-грамматические игры, упражнения. 1.подбор прилагательных со Звуком Р. 2.игра. Собираем листочки Растений для гербария в названии которых Есть звук Р или Р. (карточки- картинки На полянке- ковре) 3.Графический диктант. Контроль знаний и умений. Оценка деятельности. | Назовите дежурную букву. Вот ребята, например, вам слова на букву р: карта, море, реки, горы, народ, Родина, узоры. Ну-ка дайте свой пример разных слов на букву Р. Попрошу всех встать, что скажу то повторять. Вдох-носом, выдох - ртом. Поём гласные на выдохе: а-о-у-и-э. Мы подуем высоко, мы подуем низко. Мы подуем далеко, мы подуем близко. Язык проснулся, потянулся, лёг отдохнуть на нижнюю губу. Повернулся направо – налево, вверх – вниз. Сделал чашечку, налил чай, попил с конфетой (почмокал). Налетели осы: з-з-з, жуки: ж-ж-ж, зашипела кошка ш-ш-ш, зарычала собака: р-р-р. Поскакала лошадка: д-д-д, д-д-д, д-д-д. Маляр красит крышу (от верхних зубов к горлу и обратно). Сделаем лягушку и слоника (и –у) Вот и качели (язык за нижние зубы, за верхние). Читаем вместе с доски. Мы раскрыли окна, Распахнули дверь, Солнечный и мокрый К нам пришёл апрель Назовите из стихотворения слова со звуком Р. Отгадайте имена детей. Послушайте разницу в звучании Р. Звук бывает мягким. Звук бывает твёрдым. Твёрдый звук он очень гордый: р-р-р. У Ромы или у Риты? Как нам твёрдый звук смягчить? Что нам делать? Как нам быть? На занятии будем различать Р и Р, смягчать твёрдую Р устно и на письме. Р – возьмёмся за учёбу . Р-язык широкий к нёбу.Языком передним краем вверх на дёсны нажимаем.Дунь на кончик языка , Чтоб сильнее задрожал (Р-твёрдый) Читаем: Ра- Ро –Ру –Ры-Рэ. Произносим мягко:Ря-Рё-Рю-Ри_-Ре. Сравним по артикуляции Р и Р Губы -? Зубы -? Язык -? Р – поднят к альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка вибрирует у альвеол. Р(мягкое).Положение органов артикуляционного аппарата как и при Р(твёрдом),только добавляет- ся подъём средней части спинки языка к нёбу. Показываю картинки. Большие и маленькие музыкальные Трубы. Называю слоги: Ра,Рю,Ры,Рё.Ря,РЭ Называю слова: Фрукты, горох, рука, Курица, репа, пряник, провод. кастрюля. Предлагаю повторить слоги: Ра-Рю-Ри, Рё-Ру-Ря, Ря-Ре-Ры. Открываем глазки раз и зажмуриваем два. 1-2-3-4-раскрываем глазки шире. А теперь опять сомкнули. Наши глазки отдохнули. Проследите взглядом за указкой, которая показывает на таблице различные фигуры. На полу планшеты со слогами. Идёте по дорожке и чётко произносите слоги. Скажите: -как произносится Р в левой части дорожки? -как произносится Р в правой . части дорожки? -Назовите гласные буквы после мягких согласных. На доске слова: Рад, рис, рука, репа, рюша, рёв,ряд. -Какие гласные стоят после мягкого Р? Сделаем вывод. 1-2-3-на меня смотри! Руки вверх и потянулись. Наклонились- разогнулись. Вдох и выдох -улыбнитесь, Потихонечку садитесь. Карточки (картинка-схема слова) Проставлена гласная после Р. Гора Репа Трава Гриб. Брюки Фрукты Проверяем по карточкам. Выполним задание по таблице. Ставим нужный слог по смыслу. Проверяем, объясняем, почему этот слог? Лексическое значение Расскажем и покажем. Повторяем слова и движения. У доски на планшете предложения с пропущенными буквами Р и Р. Определить мягкую Р или твёрдую Р надо вставить. Контроль знаний и умений по теме. Подберите прилагательные со Звуком Р. Весна какая? Игра: По полянке в лесу гуляем, За природой наблюдаем, листочки для гербария собираем. В 1корзинку-в названии с Р твёрдой, Во 2-ю в названии с Р мягкой. Проверим: покажи и назови. Называю слова со звуками Р и Р над цифрой номера слова ставьте Р или Р. Март, река, апрель, берлога, деревня.. дорога, порядок, дружба,крыша,,скворечник. Чему учились на эанятии? Что понравилось? Все молодцы! | Называют «Р» Самостоятельно и с помощью называют слова со звуком «Р». Стоя, выполняют дыхательные упражнения Сидя перед зеркалом выполняют по показанному образцу логопеда, некоторые упражнения под счёт. Громко, чётко проговарива- ют стихотворение. Называют слова со звуком Р. Несколько раз произносят чётко, сравнивают, где Р твёрдо, а где мягко звучит. Произносят Р-Р-Р. У Ромы. Слушают и видят на доске тему и цель занятий. Перед зеркалом показывают Артикуляционный уклад при произношении звука Р. Длительно: Р-Р-Р Произносят прямые слоги со звуком Р. Ра-Ро-Ру-Ры-Рэ. В зеркале видим: губы приоткрыты, зубы разомкнуты. но язык при Р( мягком) Имеет более низкое положение у верхних краёв зубов, меньше раската. Дети воспроизводят звучание. Большие: ра – ра – ра Маленькие : ря – ря -ря Стоят у парты и внимательно слушают: Слышим в слове твёрдый Р -топаем, мягкий- хлопаем. Повторяют чётко озвучивая в той же последовательности. Сидя за партой выполняют упражнения для глаз. Следят за указкой логопеда и описывают взглядом различные фигуры. Идут по дорожке слогов . Читают громко слоги. Отвечают на вопросы. В слогах : Ра-Ро-Ру-Ры-Рз-Р(твёрдый) В слогах:Ря-Рё-Рю-Ри-Ре-Р(мягкий) Называют гласные второго ряда..: Я-Ё-И-Е-Ю. Сначала читаем слова про себя. Громко читаем слова, где Р(мягкая). рис, репа, рёв, рюша, ряд. Читаем таблицу с правилом. Говорим и делаем физические упражнения стоя около парт. Сидя за партой. Пальчики здороваются, поочерёдно делают колечки. Перекатываем гранёный карандаш между ладошками. У доски. Найти место звука Р идиР В слове и поставить букву . Р-синяя , Р-голубая. Называют слово по картинке, Объясняют: почему поставили это Р. Ставим нужный слог по смыслу. Ко… ( РЯ, РА) ЯКО… Кед… ( ри, ры) куд … … ки (ру, рю ) б … ки Д ….ва ( ро, рё ) бе….за В город к нам пришла весна. Ребят радует она. Ветер дует, солнце греет. В парке травка зеленеет. Вставляют буквы: Р-синяя, Р- голубая. …ано весной скво…цы п…илетают в …одные к…ая . ….ебята п…иготовили скво…ечники И ко…мушки пе…натым д…узьям. Самопроверка по таблице. Называют прилагательные со звуком Р. Весна … Слова для справок. Звонкая,бурная, ранняя, дружная, Прекрасная, поздняя. Выбрали картинки с растениями для своей корзинки: верба, берёза, орешник, ромашка, клевер. ,рябина, крыжовник, смородина, брусника, сирень. Показывают и называют. Проставляют под цифрами Р илиР. ………………………………………….. 1.. .2…3…4….5….6….7….8….9…..10 Самопроверка по таблице. Отвечают :Различать твёрдый и мягкий звуки Р. | Организовать , настроить на активную работу, создать благоприятный климат. Расширяем сдоварный запас со звуком Р. Коррекция речевого дыхания. Формируем правильный выдох. Закрепление имеющихся артикуляционных навыков и умений. Воспитывать самоконтроль . Развитие артикуляционной моторики, внимания, интереса к занятиям. Закрепление произносительных навыков. Уточнять и расширять словарный запас со звуком Р. Привлечь внимание к теме занятий, вызвать интерес. Актуализировать знания по теме занятия. Проблемный вопрос. Что делать? Воспитывать целенаправленный интерес К занятиям по дифференциации Р иР. Развивать артикуляционную моторику и произносительные навыки Определить уровень осведомлённости о твёрдых и мягких согласных. Коррегировать и развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Коррегировать навыки правильного произношения звуков Р и Р. Учить сравнивать, сопоставлять, определять сходство и различие по артикуляции, по звучанию. . Коррегируем восприятие и умение определять наличие звука Р или Р в слоге или В слове. Чередовать статические и динамические задания. Развитие фонематического слуха, произносительных навыков, самоконтроля. Здоровьесберегающее упражнение для снятия повышенной утомляемости для глаз. Соблюдение режима охраны зрения. У Коррегировать и развивать зрительно-слуховое восприятие, внимание, Чёткое произношение, самоконтроль. Уметь внимательно слушать вопрос. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Развивать целенаправленные умственные действия. Систематизировать и обобщать знания по теме. Развитие общей и мелкой моторики. Самомассаж кистей и укрепление мышц рук. Растирание ладоней. Учить соотносить мягкость Звука Р с гласными второго ряда. объяснять свои действия; Почему ? Воспитывать самоконтроль. Развивать общую моторику, координировать речь с движением. Закрепление навыка правильной сформированности и чёткого различения Р и Р в словах и предложениях. Самоконтроль. Формировать чёткие речевые навыки, словарь, связную речь. Проверяем навык сформированности по Дифференциации звуков Р иР. ,формировать Целенаправленные умственные действия. Привлечь внимание и интерес к занятию, Актуализировать знания по теме занятия, закрепить знания на практике. Обогащать словарь по теме. Проверить навык сформированности знаний и умений по дифференциации Р и Р. Самоконтроль. Обобщить тему. Развиваем память. |