Дифференциация звуков З-С
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная:
- формировать умение выделять звуки З-С из слогов и слов.
2.Коррекционно-развивающая:
- Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, пластичности.
3.Коррекционно-воспитательная:
-воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Хоть сама и снег и лёд, а уходит — слёзы льёт. (Зима)
Чудеса, чудеса —
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Стала розовой река. (Заря)
Колотили Острый Нос
И точили Острый Нос.
Поработал Острый Нос —
Увезли зелёный воз. (Коса)
2. Артикуляционная гимнастика:
“Лягушка”, “Заборчик”, “Блинчик”, “Ветерок” “Змейка”
3. Основная часть.
Артикуляция звука “С”.
При произнесении звука “С” :
- губы растянуты в улыбку;
- зубы “заборчиком” со щелью;
- кончик языка за нижними зубами;
- воздушная струя холодная, направленная вниз,
- голосовые связки не работают.
Характеристика звука “С”.
- Звук “С” согласный, глухой, твердый.
Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука “З”.
Дифференциация звуков “С” - “З” в слогах.
Игра “Наоборот”.
- Я буду произносить слоги со звуком “С”, вы должны сказать со звуком “З” и наоборот.
СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…
Дифференциация звуков “С” - “З” в словах. Игра “Эхо”.
- Я буду произносить слоги со звуком “З”, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком “С”.
Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.
Развитие грамматического строя речи.
А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:
У козы голова чья ? (козья).
Хвост козий.
Копыто козье.
Рога козьи.
Б ) игра “У кого кто?”,
У свиньи поросенок, поросята.
У козы и козла козленок, козлята.
4. Пальчиковая гимнастика
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Добавь слог сы или зы.
та…(зы) какту…(сы) га…(зы) но…(сы) нака…(зы) наве…(сы) коко…(сы) автобу…(сы) во…(зы)
Проводится игра «Наоборот»
Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].
Трусливый – смелый
Добрый – злой
Горькое – сладкое
Открытый – закрытый
Пасмурный – солнечный
Глухой – звонкий
Неизвестный – знаменитый
Сильный – слабый
Соль – сахар
Мокрый – сухой
5. Итог.
– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?
– Чем схожи звуки ?
– Чем различаются?
– Это гласные или согласные звуки?
– Что вам особенно запомнилось на занятии?