Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков С-З в словах»
Конспект интегрированного логопедического занятия в 3 классе.
Учитель-логопед Смирнова Т.Ю.
Тема: «Различение парных звонких и глухих согласных звуков [З] – [С] в словах»
Цель: Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки [З]-[С] в словах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о парных звонких и глухих согласных.
Учить различать на слух звуки [З] и [С] в словах.
Формировать умение правильно обозначать на письме звуки [З] и [С].
Расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Корректировать нарушения письменной речи, связанные с заменой звуков.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку.
Формировать умение работать в коллективе.
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика.
Оборудование:
Карточки с буквами З, С.
Картинки с изображением предметов и явлений, названия которых начинаются или содержат звуки [З], [С].
Индивидуальные карточки с заданиями.
Учебник русского языка для 3 класса.
Презентация к уроку.
Тип урока: Комбинированный (повторение изученного, ознакомление с новым материалом, закрепление).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие.
Прозвенел звонок, начинается урок!
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, его пришли посмотреть гости. Давайте им улыбнемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Проверка готовности к уроку.
Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
– Проверим готовность к уроку
Молодцы! А для того чтоб нам отлично думалось проведем с вами нейро-зарядку
Видеоролик
Эмоциональный настрой:
"Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно!".
Перед работой в тетради мы с вами должны выполнить… пальчиковую разминку…
Пальчиковая разминка
-Ребята какое сегодня число? Какой день недели? Какой месяц?
Запишем число, классная работа.
II. Актуализация знаний (5 мин)
Логопед: Послушайте и угадайте мои загадки:
Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла-и пропала
(Снежинка)
Дети: Это снежинка.
Логопед: Молодцы! Это снежинка, давайте прохлопаем снежинка (На доску вывешивается картинка снежинки и слово к ней)
Я белым одеялом всю землю укрываю
В лед реки одеваю, белю поля, дома
Зовут меня..
(Зима)
Дети: Зима
Логопед: Молодцы! Это зима, давайте прохлопаем зи-ма (На доску вывешивается картинка зимы)
- Ребята, какой звук в начале слова зима?
Дети: звук З.
Логопед: А какой звук в слове снежинка?
Дети: звук С.
Логопед: Хорошо.
– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?
– Правильно, как вы думаете, о каких звуках сегодня пойдет речь [с] и [з]
Логопед: Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.
Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,
Не руками, не ногами, а своими язычками.
«Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», «Наказать непослушный язык».
Какие упражнения выполняли? (для языка).
-Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем снежинку с руки».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
III. Целеполагание и мотивация (3 мин)
Итак, ребята вернемся к теме нашего урока, мы с вами будем учиться различать на слух и правильно писать буквы, передающие звуки [З]-[С]. Научимся правильно подбирать слова и не путать эти звуки.
-Внимание на экран, тема нашего урока: «Различие З-С»
Минутка чистописания: прописать з и с.
IV. Изучение нового материала (15 мин)
Сравнение звуков [З] и [С]:
Упражнение 1: Учитель показывает картинки (зима и снежинка). Ученики называют слово и определяют, какой звук слышится (звонкий или глухой).
Логопед:
Произнесем звук [с] чисто и правильно.
Губы – «улыбаются».
Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык – кончик упирается в передние зубы.
Голосовые сладки – не работают.
Воздушная струя – холодная.
Логопед:
А что вы знаете про звук [С]?
Дети:
Звук [с] согласный, глухой
Логопед:
Теперь произнесем звук [З].
А что вы знаете про звук [З]
Дети:
Звук [З] согласный, звонкий.
Логопед:Ребята к нам в школу пришла телеграмма от Зимы
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу, я приготовила вам сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Выполнив задания, вы должны собрать картинку. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив их, вы узнаете дорогу к волшебному ларцу. Всего три задания.
Задание 1
Педагог открывает конверт, в нем лежат картинки и домики.
Логопед читает задание:
- Рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен.
Дети называют (заяц, лиса, сова, зубр, сорока, снеговик, снегирь)
- Расселить жильцов в домики: в первый домик слова с одним слогом, во второй – с двумя, в третий с тремя.
Логопед:молодцы, справились с заданием, получите часть картинки (поместить картинку на доску).
Физкультминутка (2 мин):
Работа с учебником (адаптированным): стр.64 упр.1
Задание 2
Получают картинку
V. Закрепление изученного материала (15 мин)
Задание 3
Следующие задание карточки со словами, в них пропушены буквы…Что нам нужно с вами сделать?
Моро*ы, *леды, во*дух, *нег, *угроб, у*ор,
(В тетрадях у детей написаны слова, в них пропущены буквы эС и Зэ, детям нужно вставить правильную букву).
Логопед: проверьте себя (на слайде слова)
Логопед:молодцы, справились и с этим заданием, получите часть картинки (поместить картинку на доску).
VI. Итог урока. Рефлексия (3 мин)
Какие звуки мы учились различать сегодня на уроке?