Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков П-Б»
Конспект по логопедии
Тема: Дифференциация звуков «Б - П».
Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков П- Б.
Задачи:
-учить детей различать буквы Б – П и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
-развивать фонематический слух, анализ и синтез;
-упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным;
-развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление.
Оборудование : компьютер, презентация «Буквы Б-П», карточки для составления словосочетаний (согласование существительного с прилагательным), цветные карандаши, ручки.
Адаптационный этап.
Дети стоят в кругу.
Логопед:
- Ребята! Давайте вспомним наш девиз на логопедических занятиях:
Кто хочет разговаривать тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
Желаем успеха везде и во всем! Удачи всем вам!
Артикуляционная гимнастика ( для коррекции дизартрии).
Жили были дедушка и бабушка. К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо). ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами), ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу), ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять будем гулять.
Упражнения для развития дыхания «Снежок».
Введение в тему: Ребята мне пришло на почту письмо, почта у нас необычная – электронная. Давайте прочитаем ее. Вам нужно выбрать все буквы записанные парами и посмотреть, что останется.
(Выбирают буквы, остаются буквы Б и П).(Слайд1)
Постановка проблемы.
Сформулируйте тему нашего занятия.(Слайд 2)
III. Основной этап.
1. Характеристика звуков.
- Дайте характеристику звукам. Выбирайте нужные карточки и расскажите мне о звуках.([Б]- согласный, звонкий, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой Б, [П] - согласный, глухой, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой П).(Слайд3)
- Сегодня мы поговорим о буквах Б - П и звуках, которые их обозначают.
2. Уточнение артикуляции:
- Произносим звук б (таблица)
Губы : смыкаются и размыкаются
Язык: не работает
Струя воздуха: короткая
Голосовые связки работают
- Произносим звук п (таблица)
Губы : смыкаются, ворота закрыты, с тихим пыхом размыкаются
Язык: не работает
Струя воздуха: короткая
Голосовые связки отдыхают
3. Звукобуквенный анализ слов.
Игра «Найди место для звука» (Слайд 4)
4. Знакомство с буквами.
Как мы обозначаем звуки на письме? (При помощи букв)
Все буквы П – подчеркни одной чертой, а буквы Б – двумя чертами.
П н р б Б п м в т с П б Б а ы ш е В
Н м б в ф у Б р п п ю д н П Б в а
С ч П б ы ф ц й ж п ю Б ч с м а т
Б в а к е н г п б ы п б д ф й ц ч с
6. Пальчиковая гимнастика.
«Котенок- малыш».
Кусается больно котенок малыш.
Он думает – это не палец, а мышь!
Ноя же играю с тобою глупыш!
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
7. Зрительная гимнастика.
«Снежинка».
8. Работа в тетрадях.
-Графический диктант.
Ответь на вопрос одним словом.
Кого ловят рыболовы? (Рыбу – 3 –Б)
Какой день начинает рабочую неделю. (Понедельник – 1 – П)
О каком овоще говорят «сто одежек и все без застежек»? (Капуста 3-п)
Назови одним словом: диван, шкаф, стул, стол. (Мебель 3 –б).
3. Работа со словами – паронимами (Слайд 6)
Игра «Поймай снежинку».
Быстро прочитай слово.
Замени букву на парную и запиши получившееся слово.
Физминутка.
Творческий этап.
Работа на уровне словосочетания. (Слайд 7)
Те_лая не_о
Голу_ое ре_ята
Раз_итая _огода
Глу_окие _таха
_егущие _осуда
_ойкая сугро_ы
Работа на уровне предложения и текста.
- Работа на интерактивной доске.
-Игра «Исправь ошибки»(Слайд 8)
В дубле живёт белка.
На перёзе распустились бочки.
Вода пежыт в прохладной речке.
Лечит от полезней врач.
Хлеп печёт умелый пекарь.
-Самостоятельная работа в тетрадях с взаимопроверкой.
Прочтите предложение, вставьте пропущенные буквы.
В _арке растут _ольшие ли_ ы и _ерезы. На их ветках мирно _оют _тицы. _елка сидит на сосне. _еседка стояла на _ерегу реки. _а_ушка развесила сушиться _елье и ис_екла _ирожки.
Итог занятия.
Пароль на выход Ребята мы прекрасно потрудились. А сейчас вы придумываете вопрос для своего товарища. Этот вопрос должен быть на нашу тему. И если вы отвечаете на него, то вы можете быть свободными.