Оборудование для учителя: игровое пособие для мимических упражнений (картинки с различными эмоциями), изображение профиля артикуляции звука [с] и [з], карточки.
Оборудование для учащихся: зеркало, карточки.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и КРР |
1.Организационный этап | Приветствует учащихся Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня занятие проведу у вас я. -Какое у нас будет занятие? -Чему мы учимся на индивидуальном занятии? -Что помогает нам правильно и красиво говорить? | Приветствуют учителя -Индивидуальное -На индивидуальном занятии мы учимся правильно и красиво говорить -Органы артикуляции: губы, зубы, язык, голосовые связки | Словесный |
2.Подготовительный этап 2.1. Мимические упражнения | Организует работу для мышц лица – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто пришёл, вы узнаете, когда отгадаете загадки. Это кто так громко лает, Никого в дом не пускает, Злая видимо, однако, Ведь зовут её ...? – Правильно, ребята, это собака, но собачка пришла не одна, послушайте следующую загадку: Зимой беленький, Летом серенький, Никого не обижает, А сам всех боится... – Вместе с собачкой пришёл и зайка к нам на занятие. - Открой коробочку, которую нам принесли гости и посмотри на картинки. Нам нужно выполнить упражнения для мышц лица. Покажите мимикой лица выражение смайлов. Осуществляет контроль выполнения упражнения -Какое упражнение мы выполняли? | - Собака. - Заяц. Выполняют мимические упражнения, показывая различные эмоции - Мы выполняли упражнение для мышц лица | Воображаемая ситуация. Наглядный метод Практический метод Контроль. |
2.2Упражнения для дыхания | Организует работу над выполнением упражнения для развития дыхания - Сейчас будем учиться правильно дышать. Нам нужно подуть на деревце, чтобы листочки зашелестели. -Какие правила мы должны вспомнить? Осуществляет контроль выполнения упражнения -Чему мы учились,выполняя это упражнение? | - Вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем, плечи не поднимаем Выполняют упражнение на дыхание. -Учились правильно дышать. | Словесный метод Наглядный метод Практический метод Контроль |
2.3 Упражнение на развитие силы голоса | Организует работу над выполнением упражнения для развития силы голоса - Сейчас будем учиться говорить громко – тихо. Когда Зайчик будет прыгать вверх, будем произносить у-у-У-У, а когда будет опускаться вниз - А-А-а-а. Осуществляет контроль выполнения упражнения -Чему мы учились,выполняя это упражнение? | Выполняют упражнение на развитие силы голоса. -Мы учились говорить громко и тихо. | Практический метод Инструкция Наглядный метод Контроль Педагогическая оценка |
2.4. Упражнения для мелкой моторики рук | Организует работу над выполнением упражнение для развития мелкой моторики. - Сейчас выполним упражнение на мелкую моторику: Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец) Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец) Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. Осуществляет контроль выполнения упражнения - Какое упражнение мы сейчас выполняли? | Выполняют упражнение для развития мелкой моторики -Мы выполняли упражнение для развития мелкой моторики | Словесный метод Практический метод Контроль |
2.5.Артикуляционная гимнастика | Предлагает выполнить артикуляционную гимнастику: -Возьмите зеркала 1. «Улыбка-трубочка» 2. «Накажем язычок» 3. «Почистим нижние зубки» 4. «Киска сердится» Осуществляет контроль выполнения упражнения - Что мы сейчас выполняли? | Выполняют артикуляционную гимнастику. - Мы выполняли упражнения для языка. | Практический метод Коррекция Педагогическая оценка Контроль |
3. Основной этап | - На какие звуки начинается слово Собака и Заяц? Произнесите их. -Какие звуки на занятии мы будем учиться различать? | - с, з. - Будем учиться различать звуки с, з | Словесный метод Наглядный метод |
3.2. Работа с профилем. | Обращается к детям: -Будем работать с профилем звука. -Посмотрите на профиль: -Возьмите зеркала и произнесите звук с -Как располагаются органы артикуляции при произношении звука с?
-Какой это звук? Дайте характеристику звуку с -Каким сигналом обозначим?
- Возьмите зеркала и произнесите звук з -Как располагаются органы артикуляции при произношении звука з?
-Какой это звук? Дайте характеристику звуку з -Каким сигналом обозначим? - В чём сходства? - В чём различие? - Что мы сейчас с вами делали? | Ставят перед собой зеркала Рассматривают профиль Произносят звук с -Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. -Согласный, твердый, глухой. -Синим без звоночка. Произносят звук з - Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка проходит воздушная струя, горлышко работает. -Согласный, твердый, звонкий. -Синим со звоночком. - Оба согласные и твердые. - Звук [з] звонкий, а [с] – глухой. - Мы давали характеристику звукам, работали с профилем | Словесный метод Наглядный метод Практический метод Контроль |
3.3.Развитие фонематического слуха | Обращается к детям: -Будем учиться различать звуки [с], [з] в звуках. Когда услышите [с], [з], покажите сигнал -ф, к,с, л,з, с, р, м, з - Какое упражнение мы с вами выполняли? Среди чего различали «дежурные» звуки? -Будем учиться различать[с], [з] в слогах. Когда услышите [с], [з], покажите сигнал -да,за,ра,со,му сы,шо,зу,са, зо - Среди чего сейчас различали звуки? -Будем учиться различать [с], [з] в словах. Когда услышите [с], [з], покажите сигнал. - сыр, зебра, кот, мыши, зуб, ноги, коза, сапог -Среди чего мы различали звуки[с], [з]? | Показывают соответствующий сигнал - Учились различать звуки с, з. Среди других звуков -Сейчас различали звуки среди слогов - Сейчас различали звуки среди слов | Словесный метод Практический метод Контроль |
3.4. Чтение слогов с дежурным звуком | -Будем учиться читать слоги с дежурными звуками У З А С О Ы - А теперь прочтем обратные слоги. -Чему учились, выполняя это задание? | Читают слоги ЗУ, ЗА, ЗО,ЗЫ, СУ, СА, СО, СЫ УЗ,АЗ,ОЗ,ЫЗ,УС,АС,ОС,ЫС - Учились читать слоги с дежурными звуками | Словесный метод Наглядный метод Практический метод Контроль |
3.5Физкультминутка | Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики) И ушами шевелит Зайке холодно сидеть, (дрожим стоя) Надо лапочки погреть, (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, (прыжки на месте) Кто - то зайку напугал, Зайка - прыг и убежал. | Выполняют физминутку | Снятие напряжения |
3.6.Работа с картинками | Обращает внимание на картинки: - Посмотри на картинки и назови их все, а потом назови лишнюю. - Почему слива лишняя? Давайте распределим животных по домам. В первый дом поместим животных со звуком с, а во второй – со звуком з -Что мы делали, выполняя это задание? | Называет всех животных, изображенных на бумаге. - слива - Потому что слива – растение, а остальное- животные. Распределяют животных по домам - Мы распределяли животных по домам. | Словесный метод Наглядный метод Практический Контроль |
3.7. Звуковой анализ слова | - Давай вспомним, что мы исключили. - Сколько слогов в слове слива? - На какой слог падает ударение? - Давай выполним звуковой анализ слова слива -Какое задание мы выполняли? | - Сливу - 2 - Ударение падает на первый слог [с]-согласный, глухой , твердый(син.без звон) [л]- согласный, звонкий, мягкий(зел) [и]- гласный, ударный(красн) [в]- согласный, звонкий, твердый(син.со звон) [а]-гласный, безудар. (красн) - Звуковой анализ слова | Словесный метод Практический метод Контроль Педагогическая оценка |
3.8. Работа со словосочетаниями | - Составьте словосочетания с каждой картинкой -Какое задание мы выполняли? | Белый заяц, красивая собака, голодная коза, толстая свинья, маленький носорог. -Мы составляли словосочетания. | Словесный метод Практический метод Контроль |
4. Рефлексия | Обращается к детям: -Какие дежурные звуки были сегодня на занятии? - Что мы с ними учились делать? - Среди чего мы учились их различать? - Какие упражнения мы выполняли? - До свидания. | Сегодня на занятии дежурными были звуки с, з - Учились различать - среди других звуков, слогов, слов - отвечают на вопросы - До свидания. | Словесный метод Поощрение |