развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;
Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Д]- [Т]. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память, и расширять словарный запас, развивать связную речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;
Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Д]- [Т]. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память, и расширять словарный запас, развивать связную речь.
Оборудование: картинки времен года, предметные картинки, дидактический материал, алгоритм «Времен года», слоговая схема.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей.
Сядет тот, кто назовёт название времён года на картинках. Рассмотрите картинки и
определите, какое время года изображено на каждой из них.
А сейчас какое время года? (зима).
II. Основная часть.
Ребята! К нам в гости приехали из сказочного леса веселые братья гномики. Одного зовут Тоник, другого Доник. Они приехали узнать, чему мы уже научились на занятиях и, конечно, многому у нас поучиться.
Характеристика звуков Т-Д.
Тоник и Доник считают, что у них одинаковые имена. Так ли это? Давайте попробуем определить, в чем разница в этих именах.
Правильно, первые звуки имен разные. Назовите эти звуки.
Теперь давайте вспомним характеристику звуков Д и Т.
Произнесите звуки Т и Д. Что делают губы? Зубы? Язык? (Язык стучит в верхние зубы, рот приоткрыт, губы улыбаются).
Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука Д? С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом, звонкий).
А теперь произнесите звук Т и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука? (нет). Звук произносится без голоса (глухой).
Чем они отличаются?(звук «Т» – глухой, а звук «Д» – звонкий)
Чем похожи звуки? (Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими).
2. Соотнесение звука и буквы.
Звуки на письме обозначаются чем? (буквами)
Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
Буква Д как этот дом, Т в антенну превратилась
Долго жить мы будем в нём. И на крыше очутилась
3. Дифференциация звуков в слогах. Поможем Тонику и Донику разобраться в схеме.
Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись.
Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
4 Чистоговорки.
Давайте произнесем чистоговорки, а наши гнимики послушают как мы правильно произносим слоги и слова.
Та-та-та – уна слома чистота
Ти-ти-ти- сьели кашу всю почти
То-то-то – стали мы играть в лото
5 Игра «Буквы убежали». Помогите гномикам найти сбежавшие буквы из слов. (картинки)
Определите, какой звук в слове — Д или Т и место звука в слове. Помогите Тонику собрать картинки со звуком Т, а Донику – со звуком Д:
Подарок, стакан, катушка, станок, ворота, дом, садовник, почтальон, художник, продавец, корыто. Объяснить значение каждого слова. Придумать с этими словами предложения.
6. Дифференциация звуков в словах.
Сейчас поиграем с братьями гномиками в игру «Что где находится?»
Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы Т-Д.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (капуста). В слове капуста слышу звук «Т», он согласный, глухой, значит, пишу букву Т, выделяю букву Т.
Что находится в правом верхнем углу? (тарелка)
Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (стул)
Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (тапочки)
Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (карандаш)
Что находится между карандашом и стулом? (дом)
Что находится под тарелкой? (ведро)
Что находится справа от капусты? (дыня)
Что находится под капустой? (автобус)
А теперь давайте к каждому слову поставим вопрос: Какая? Какое? Какие?
7. Работа с предложением.
а) Помогите гномикам (составить и записать словосочетания и предложения):
Назвать слова-признаки.
б) Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. Назовите
непонятные слова.
8. Физминутка
9. Работа с текстом. Гномики принесли нам новые задания. Тоник принес нам текст, а Доник хочет услышать от вас маленький рассказ:
а) Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой Т, а зелёные фишки буквой Д.
Наступила зима. Она бережно укрыла природу одеялом чистого белого снега, сковала реки и озера льдами. Зима остужает воздух сильными морозами.
О чём текст? О каком времени года?
Прочитать выборочно: о солнце, о ветре, о дожде, о днях. Списать, вставляя буквы.
б) Посмотрите на алгоритм (уточняется значение слова «алгоритм») «Времен года».
Отвечая на вопросы из таблицы, составьте короткий рассказ о Зиме.
III. Итог занятия.
Ребята, какие вы молодцы! Вы научили гномиков различать звуки и буквы Д и Т. Научили выделять эти звуки в словах и предложениях. Научили составлять короткие рассказы. Тоник и Доник принесли вам маленькие подарки за хорошую работу.