Просмотр содержимого документа
«Дифференциация глухих и звонких согласных»
Конспект логопедического занятия
по устранению акустической дисграфии
с подгруппой обучающихся 2 класса
Тема: Дифференциация звуков «П» - «Б» в слогах.
Речевой дефект: акустическая дисграфия
Класс: 2 класс
Тип занятия: подгрупповой
Цели:
1. Образовательные
-Закрепление и дифференциация слуховых и моторных звуков –Б—П-;
-Уточнение и сравнение артикуляции и звучании звуков –Б—П-;
-Закрепить умение выделять звук –П—Б- из начала, середины слова;
-Уточнение и расширение словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда»
2. Коррекционные
-Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуком –П—Б-
-Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
-Развивать фонематического слуха;
-Развивать общую моторику, используя физминутку.
3. Воспитательные
-Воспитывать у детей активность на занятии;
-Воспитывать общительность, коммуникабельность.
Оборудование: Паровоз с вагоном; игрушку «Незнайка»; звуковые дорожки (медленно, быстро, высоко – низко, с паузами); карточки со словами: бочка, почка; буквы из разрезной азбуки; Карточки с большими буквами Б и П; Картинки с изображением: полка, паркет, булка, букет, пароход, пуговица, бабочка, булавка, пушка, банка, бусы; Картинки с овощами и фруктами; силуэты двух мальчиков Паши и Бориса; картинки с изображением одежды: кепка, брюки, рубашка, панама, ботинки, пальто, шуба, шапка, тапки, сапоги; карточки с пропущенными буквами в словах на каждого ребенка; картинки с изображением: банан, букет, бусы, кепка, труба, платок, банка, лист бумаги, ручки на каждого ребенка; игра «лото»: буквы Б и П, карточки на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Оргмомент
Чтоб пустится с Незнайкой в путь, нужно произнести волшебные слова.
Повторяйте за мной:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
2. Работа по развитию голоса.
Мы с вами отправимся на поезде вместе с Незнайкой в страну к королеве звуков.
-Как паровоз гудит?
-Логопед показывает схему произнесения звука.
-медленно
-быстро,
-высоко – низко
-с паузами.
3.Артикуляционная гимнастика.
-Вот мы и приехали
Радости, счастья полны.
Губы: Спит зеленая лягушка,
Губы тянет прямо к ушкам.
Бегемот оближет рот,
Снится ему сладкий мед.
Спит зайчонок и давно,
Будто говорит он: «О-о-о!»
Зубы: Волк тот щелкает зубами.
Убегай – ка, зайка, к маме.
Язык: Волку мы язык покажем,
Упражнения не расскажем,
А тихонечко вдвоем
Позанимаемся и пойдем.
Расслабь язычок, напряги,
Горкой прогни,
Губы оближи скорей
И бегом спасать друзей.
Щеки: К ним подкрался серый волк.
Чтоб кого не уволок,
Мы надуем щеки сильно.
Воздушная струя: Дунем на него обильно.
Пусть летит наш серый волк,
Поломает серый бок.
4.Сообщение темы.
Благодарны вам зверюшки, что спасли вы их от прохвоста-волка. Они помогут угадать тему занятия, но сначала отгадайте загадки:
1. Столяр Джузеппе – Сизый нос
Полено как – то в дом принес.
Он начал что – то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
2. Чок – чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди – бочонок,
Голос тонок – звонок.
Кто же это? Отгадай!
Это…(Поросенок)
-Определите первые звуки в этих словах и вы узнаете, с какими звуками мы будем сегодня путешествовать. – Со звуками «Б» и «П».
3Беседа по картинкам.
Паровоз наш удачно добрался до следующей станции, а вот и задание, которое мы должны выполнить, чтобы отправиться дальше в путь.
-Детям показывают картинки.
-Что изображено на картинках?
(бочка и почка)
-Это очень похожие слова: бочка и почка.
-А чем они различаются?
-Какой первый звук в слове бочка? (б)
-Какой первый звук в слове почка? (п)
-Какой второй звук в слове бочка? (о)
-Какой второй звук в слове почка? (о) и т.д.
(Дети на цветных полосках бумаги выкладывают из разрезной азбуки эти два слова в множественном числе)
-Учитель на доске выкладывает слово.
-Посмотрите, правильно написал слово Незнайка?
- Саша исправь ошибку Незнайки.
-Прочитайте, какое получится слово, если убрать первую букву в этих словах? (очки).
-Изменился только один звук, (б на п), а слово изменилось.
Выполнили задание правильно, и мы вместе с Незнайкой продолжаем свой путь.
4.Дифференциация изолированных звуков.
-Ребята встаньте и подойдите к зеркалу, наш паровоз остановился на следующей станции.
-Вышли к нам на встречу буквы. Я буду показывать вам букву а вы смотря в зеркало будете её произносить.
Дети произносят по очереди буквы Б и П.
-Посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково)
-Как вы произносите эти звуки? (губами. Губы смыкаются)
-Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Б: б-б-б (дрожит)
-С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом).
-А теперь произнесите звук П.
-Послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (не дрожит).
-Скажите, какой звук произносится с голосом, он звонкий?
-Какой произносится без голоса, он глухой?
-Какого цвета должен быть квадратик у звука Б, а какой у П?
Молодцы! Поехали дальше.
5.Дифференциация звуков Б и П в слогах
-Вот мы с вами остановились на станции слогов.
-Я буду называть первый слог, а вы второй. «БА» или «ПА»?
-На кого буду указывать рукой, тот и будет продолжать слово.
-Скажите спасибо подружкам ручкам и нам пора в путь.
9.Игра «ЛОТО»
Детям предлагаются карточки с изображением четырех предметов содержащих звуки Б и П.
-Я буду называть название предмета изображенного на карточке, а вы должны определить, какой звук в этом слове и накрыть этот предмет буквой.
10. Итоги занятия.
Вот и подошло наше путешествие с Незнайкой к королеве звуков. Она нас встречает. Все наше путешествие королева видела смотрев в свое волшебное зеркало. Ей очень понравилось, как вы старательно выполняли все задания, помогали выполнять их Незнайке. Миша очень хорошо справился с заданиями на станции слов, а Настя на станции слогов. Вова старался красиво написать, без ошибок написать все названия предметов изображенных на картинках.