kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ П-Б НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ. Лексическая тема «ВЕСНА». Грамматическая тема: глухие и звонкие согласные в конце слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация звуков П-Б на материале текстов.

           Лексическая тема «Весна».

           Грамматическая тема: глухие и звонкие согласные в конце слов.

Цели:

  • развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;
  • формировать сложные формы фонематического анализа;
  • развивать речеслуховую память;
  • обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;
  • закреплять навык словоизменения и словообразования;
  • автоматизация правил правописания звонких и глухих согласных в конце слова;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ П-Б НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ. Лексическая тема «ВЕСНА». Грамматическая тема: глухие и звонкие согласные в конце слов.»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой обучающихся 2-го класса,

имеющих нарушения чтения и письма.

учитель-логопед МБУ «Методический центр управления образования

администрации города Макеевки

Животова В.И.


Тема: Дифференциация звуков П-Б на материале текстов.

Лексическая тема «Весна».

Грамматическая тема: глухие и звонкие согласные в конце слов.

Цели:

  • развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;

  • формировать сложные формы фонематического анализа;

  • развивать речеслуховую память;

  • обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

  • закреплять навык словоизменения и словообразования;

  • автоматизация правил правописания звонких и глухих согласных в конце слова;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Ребята, давайте посмотрим с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. Пусть каждый выберет себе картинку, которая подходит под ваше настроение.

Молодцы! Вы пришли веселыми, любознательными и желаете получить новые знания!

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия. Назовите картинки (подснежники, птицы, половодье).

  • К акой первый звук в этих словах? (Звук П). Назовите следующие картинки (букет, бабочка, бутон).

  • Какой первый звук в названии этих картинок? (Звук Б). Сегодня мы продолжим работу по различению звуков П-Б.

3. Уточнение связи буквы и звука.

  • А теперь сравним характеристики звуков.

  • Чем похожи П и Б? (согласные) Чем отличаются? (Б - звонкий, П – глухой).



  • Характеристика звуков П-Б по артикуляции, опираясь на схему:







  • Как мы называем звуки, которые произносятся одинаково, но при произношении одного голосовые связки работают, а другого – нет? (Парные звонкие и глухие согласные).

4. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

  • Какой буквой обозначается звук П и звук Б? На что похожа буква П? На что похожа буква Б?









Влез на букву озорник: Буква Б с большим брюшком,

Он решил, что П – турник. В кепке с длинным козырьком.

  • Найдите буквы П-Б и обведите разным цветом.

5. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

  • узнайте звук П и Б по беззвучной артикуляции:

  • определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит, если работают только губы-это звук П).

  • Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые связки, горло дрожит (ладошка кладётся на шею, слышна вибрация в гортани)? (Звук Б).

  • Повторите слоговые цепочки со звуками П и Б.

Ба-па-па БО-ПО-ПО-БО ПУ-БУ-ПУ

Ба-ба-па-ба   БЫ-БЫ-ПЫ ПА-БА-ПА-ПА

6. Дифференциация звуков П-Б в словах. Рассмотрите картинки. Помогите Звуковичкам подобрать каждому картинки.


Картинки: панама, бант, пальто, ботинки, подкова, баркас, банан, палатка, балалайка.

7. Знакомство с лексической темой «Весна».

  • Упражнение «Место по порядку». Я буду вам называть слова со звуком П или Б. Вы должны определить какой звук в слове вы услышали, обозначить его буквой и написать рядом цифру, которая указывает на то, какой он по порядку в слове.

Слова: половодье, апрель, облака, купавы, яблоня, благоухание, забавы, кораблики

Запись

в тетради: П1 П2 Б2 П3 Б2 Б1 Б3 Б5

  • Назовите слова, которые вы зашифровали.

  • О каком времени года они напомнили вам?

  • Что означает слово купавы, забавы, половодье?

  • Краткий рассказ логопеда по сюжетной картинке «Весна». Беседа по картинке. Ответы на вопросы.

Наступила ранняя весна. Солнце припекает всё сильнее. Лёд на реке треснул. Начался ледоход. Дети пускают бумажные кораблики по воде. Полина подгоняет свой кораблик палкой. Рядом сидит пёс Барбос. На проталинках появились подснежники. В небе летят перелётные птицы. На деревьях их ждут скворечники. Ребята рады весне.

  • Выделение слов со звуками П и Б из ряда других.

а) Выделение слов со звуком П. Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук П:

СКВОРЕЧНИК, ПТЕНЦЫ, ГРОЗА, ПОЧКИ, ПРОТАЛИНЫ, РУЧЬИ, КАПАЮТ, КАПЕЛЬ.

  • Какой по счету звук П в этих словах?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других. Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук Б:

НАБУХАЮТ, ЦВЕТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

  • Какой по счету звук Б в словах НАБУХАЮТ, БУТОН?

  • Эти слова тоже напоминают нам о чем? (О весне).

  • Сообщение лексической темы.

  • Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

  • Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

  • В названии какого месяца есть звук П? (апрель).

  • Между какими месяцами находится апрель? (между мартом и маем).

8. Развитие внимания и слуховой памяти.

  • Весной все сильнее и сильнее греет солнышко. Становится тепло. Природа просыпается, повсюду слышно пение птиц. Что это за птицы? (Перелетные).

а) Каких перелетных птиц вы знаете? Посмотрите и назовите картинки.

ласточка цапля скворец грач утка зяблик

  • Назовите птиц, в названии которых есть звуки П и Б.

б) Прослушаем голоса птиц (включается аудиозапись). Отгадайте, чей голос звучал.

  • Повторение ритма песен птиц. Попробуйте повторить ритм песен птиц (предлагаются различные ритмические рисунки):

хХхХ хХХх хХх ХхХх

в) Отгадывание картинок по ритму. На доске выставляются картинки:

небо, стрекоза, пчела, грибы, дупло.

  • Сейчас мы будем узнавать, название какой картинки пропевают птицы. Вы будете пропевать ритм по очереди. Условие: один короткий звук – согласный, два звука с коротким интервалом – гласный. Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают ее название, определяют наличие звука П или Б, место звука в слове, «соседей» звука П и Б.

9. Развитие звукобуквенного анализа.

Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (из теплых стран, краев, с юга). Путь их сложный с препятствиями и опасностями.

Детям раздаются карточки. На одной стороне карточки – картинка с изображением препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.

а) Беседа о первом препятствии. Ученик читает текст:

Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы.

  • Что бы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука. На доске скалы. Запись слов в два столбика под соответсвующими буквами по наличию звука П или Б в слове. Затем изменяют букву П или Б в слове и записывают в соответсвующий столбик.

Рчевой материал: пой, палка, борт, бочка, пашня, бабочка, пал.

ПОЙ БОЙ

ПАЛКА БАЛКА

ПОРТ БОРТ

ПОЧКА БОЧКА

ПАШНЯ БАШНЯ

ПАЛ БАЛ

ПАПОЧКА БАБОЧКА

б) Беседа о втором препятствии. Дети читают текст:

Внезапные холода сковывают воды и птицы умирают от холода и стужи.

  • Преодолеем и это препятствие.

  • Составление слов из букв, данных в беспорядке. При этом надо отгадать, какая буква «замерзла» - П или Б?

  • Какое слово составили?

  • Какая буква «замерзла»?

  • Докажи, что в этом слове звук П (Б).

в) Беседа о третьем препятствии. Чтение текста:

Морские бури ломают птичьи крылья, унося далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению.

  • Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выжить в бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбик. Слева на нашей схеме написаны цифры 1, 2, 3, 4. Напротив цифры 1 запишите слова, в которых звук П или Б на первом месте. Напротив цифры 2 запишите слова с нашим звуком на втором месте и т.д.

П Б

  1. Подуть, проплыл бурный

  2. Опрокинуть сбрасывать

  3. Запустил выбрался

  4. Проплыл отобрать

г) Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста:

Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов.

  • В названии какой хищной птицы есть звук Б? (Ястреб)

  • Какой звук слышится в конце слова ястреб? (П)

  • Какую букву надо писать в конце слова? (Б)

  • В конце слова звонкий согласный оглушается, поэтому надо подумать, какую писать букву.

  • Какое правило вы знаете? (чтобы проверить согласную на конце слова надо подобрать проверочное слово, в котором после сомнительного согласного стоит гласный).

  • Вставьте в слова букву П или Б. Подберите проверочные слова.

ДУ… ГРИ … СУ… ЗАЛ … СТОЛ … ГЕР … ТУЛУ … ХЛЕ …

III. Подведение итогов. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались. Какими бы эмоциями вы закончили занятие?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Животова Вера Ивановна

Дата: 09.01.2023

Номер свидетельства: 622615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства