Просмотр содержимого документа
«"Автоматизация звука С в чистоговорках"»
Автоматизация звука [С] в чистоговорках
Автор: Ефименко Ирина Викторовна, учитель-логопед
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 (МБДОУ детский сад № 15), г. Уссурийск
Должность: учитель-логопед
Краткое описание. Методическое пособие будет полезно учителям-логопедам, родителям, воспитателям участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи. Использование иллюстраций облегчает процессы автоматизации звуков.
Цель использования пособия: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях. Совершенствование фонематического восприятия, интонационной выразительности речи.
Введение
Автоматизация звука - это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Среди эффективных средств автоматизации звуков действующее место принадлежит чистоговоркам.
Чистоговорка - ритмичная, зарифмованная фраза содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используется для улучшения произношения звуков, а также для улучшения дикции. Чистоговорки помогают не только правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, но и знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами. С помощью чистоговорок у детей развивается фонематический слух. В результате занятий ребёнок учится анализу звукового ряда и разбиванию слов на слоги.
Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может быть наматывание веревки на палец, выкладывание счетных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание бусин.
Освоив произношение фразы (чистоговорки) можно попросить ребёнка повторить её слова, рисуя при этом на листке линии (волнистые, ломанные и т.д.), так будут работать сразу оба полушария головного мозга.
Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребёнку и будет утерян интерес. Лучше взять сразу несколько фраз и стихотворений чистоговорок и отработать их одновременно, уделяя занятиям 10-15 минут.
Для поддержания детского интереса можно произносить чистоговорки разными голосами (как маленький мышонок или большой великан); с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, с разным темпом (быстро-медленно).
Са-са-са - у Сани коса
Са-са-са - в саду оса
Сы-сы-сы - у осы усы
Су-су-су Соня видит осу
Са-са-са - в лесу бегает лиса
Су-су-су - дети увидели лису
Сы-сы-сы - у сома усы
Са-са-са- длинная коса
Со-со-со -у Вовы колесо
Со-со-со - большое колесо
Сы-сы-сы - у Сони бусы
Сы-сы-сы- тикают часы
Ас-ас-ас- у нас ананас
Ус-ус-ус- у Сони кактус
Ус-ус-ус - на ёлке много бус
Ос-ос-ос-на палубе матрос
Ыс-ыс-ыс-Денис пьет кумыс
Ас-ас-ас —свет в окне погас.
Ос - ос - ос - в саду много ос.
Ос-ос-ос- у собаки нос
Са-са-са -
у сосны сидит лиса
Су - су -су - сова в лесу
Са - са - са - на цветах лежит роса.
Су - су -су - сумку новую несу
Са-са-са - будку сделали для пса.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы - у Сони две косы.
Су-су-су - наточу косу
Ас-ас-ас - белка делает запас
Ас-ас-ас - хлебный квас
Ис-ис-ис - цветёт ирис
Ис-ис-ис - в миске рис
Аска-аска – у Сони маска
Оска-оска – у Сони соска
Иска-иска – у Сани миска
Уска-уска – у Сони блузка
Аска-аска - у Сани каска
Ист-ист-ист - кленовый лист
Ост-ост-ост - у котёнка длинный хвост
Уста-уста-уста - вкусная капуста
Сы-сы-сы - в магазине весы
Сы-сы-сы - длинный хвост у лисы
Сы-сы-сы - на стене висят часы
Сы-сы-сы- у деда пышные усы
Са-са-са - вкусная колбаса
Су-су-су - котенка несу
Су-су-су - воду несу
Са-са-са - у автомобиля колёса
Ски-ски-ски - детские носки
Ска-ска-ска - дети строят из песка
Сток-сток - сток - у василька синий лепесток
Ста-ста-ста - мы видим аиста
Стух-стух-стух - стадо пасет пастух
Ства-ства-ства - зелёная листва
Стой-стой-стой - лес густой
Снок-снок-снок - полезно есть чеснок
Ист-ист-ист - наш Борис танкист
Ост-ост-ост - у Васьки длинный хвост
Аста-аста-аста - вот зубная паста
Аска-аска-аска - у Сони маска
Аска-аска-аска- у Сони коляска
Иска-иска-иска- спит киска
Иска-иска-иска- на столе редиска
Ста-ста-ста - сели на места
Исто-исто-исто - посуду мыли чисто
Эсто-эсто-эсто - месили тесто
Оска-оска-оска - высокая берёзка
Сты-сты-сты - мяч летит в кусты
Сту-сту-сту - солдат на посту
Ску-ску-ску- мы несли доску
Осна-осна-осна - у скалы сосна
Сна-сна-сна - на улице весна
Ас-ас-ас - съедят осы ананас
Ус-ус-ус - новый автобус
Ес-ес-ес - сосновый лес
Су-су-су - петушок несёт косу
Список используемой литературы
1. Тихоненкова, Е. П. Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы /Е. П. Тихоненкова, О. С. Петрашко. -Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 7 (34). - С. 43-45.
2. Фалёва А. С. Ф19 Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 32 с.